В заключении, хотелось бы отметить, что базовыми принципами исламской концепции управления бизнесом является:
§ свобода предпринимательской деятельности и заключения договоров;
§ справедливость;
§ законность;
§ этичное поведение управляющих и управляемых;
§ благотворительность и милосердие.
При этом, подчеркивается, что этичные деловые культуры других стилей управления также изучаются, уважаются, принимаются и отдельные элементы, которые не противоречат шариату используются.
Заключение:
Американский опыт управления бизнесом это неиссякаемый источник новых идей,
технологий, инновационного творчества. Он нуждается в изучении и практическом
применении - апробации и адаптации к местным условиям. Естественно в Америке
есть и негативный опыт, связанный как с последними корпоративными скандалами,
так и продолжающейся рецессией. Вот как характеризует современные США
иностранный член Национальной академии наук Украины, член Римского клуба,
профессор Богдан Гаврилишин: "Соединенные Штаты Америки стали сверхдержавой
потому, что, во-первых, владеют самым большим военным потенциалом - ядерным
оружием и системой наведения его на остальной мир. Во-вторых, до последних двух
лет им удалось удерживать свою экономику самой здоровой. В третьих, американцы (пусть иллюзорно) убеждены в том, что знают всю правду, что их экономическая система - уникальна и умна, а политическая, социальная, юридическая и судовая система -
образцы для других. При этом политическая элита не видит противоречие в том, что
почти 50 миллионов американцев, согласно американской статистике, живет за межой
прожиточного минимума. В соединенных штатах бытует коллективное убеждение, что
их государство должно быть моделью для всех других".
В заключении, можно отметить, что феномен американского опыта управления
бизнесом будет интересен и полезен для изучения предпринимателям, ведущим
международный бизнес, с учетом понимания психологии позиционирования, разработки
конкурентоспособной стратегии, корпоративной культуры американской модели
менеджмента, с возможным сравнением ее эффективности с другими национальными
моделями менеджмента.
Япония маленькая страна с высокой плотностью населения с ограниченными ресурсами, частыми природными катаклизмами. Поэтому у японцев острое чувство необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.
Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового консенсуса.
Можно сказать, что Япония - страна парадоксов. Здесь отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют уважение к мнению каждого.
В своей книге "Искусство японского управления" А. Атос и Р. Паскаль отмечают: "Японцы рассматривают каждого человека как имеющего экономические, социальные, психологические и духовные потребности, так же, как это делают американские руководители, когда специально задумываются над этим. Но японские руководители полагают, что их задачей является уделять как можно больше внимания именно человеческой личности, не столь сосредотачиваясь на других институтах (таких, как правительство, семья или религия)". При этом семья для японцев - форма существования. При достаточно жесткой вертикальной иерархии, нет "обожествления" руководителя - он "досягаем". Японцы проявляют уважение не к месту, которое занимает тот или иной человек, а к тому, что конкретное он сделал в жизни, к его опыту.
Японец дисциплинирован, мыслит интересами группы и способен на экстраординарные усилия для достижения блага. Японцы - целеустремленные люди. Они хотят совершенствовать себя до бесконечности. Они готовы упорно работать ради этой цели. Это стремление к совершенству очень помогло японскому менеджменту в интеграции европейского опыта в традиционную японскую культуру.
"Японский менеджмент изучил и вобрал в себя современные принципы и методы с энергией, граничащей с жадностью", - сказал Сусума Такамия, декан экономического факультета Токийского Университета - "Он успешно взялся за четыре основные проблемы - технологическую инновацию, индустриализацию, демократизацию и интернационализацию. Все это не повредило таким культурным ценностям, как групповое сознание и уважение старших"
Японский менеджмент взывает к естественным инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности. Учебная программа - это стимулирование сотрудничества в работе. Она мобилизует знание и опыт всей группы. Она еще больше сплачивает ее, развивает дух сотрудничества. Желание избежать работы с оправданием "что это не моя работа", пропадает, вместо этого возникает инициатива и готовность нести дополнительную ответственность.
В заключении, хотелось бы отметить, что понимание феномена японского менеджмента возможно поможет русским, украинским консультантам, экономистам, бизнесменам разобраться в проблемах экономики нашей страны, позволит выработать гибкую стратегию развития, научит принимать оптимальные решения на пути совершенствования.