рефераты по менеджменту

Опыт зарубежных стран в области менеждмента

Страница
1

Скончался Питер Друкер — человек, который создал менеджмент Питера Друкера, ушедшего из жизни 11 ноября, редко называют гуру. Чаще его называют arch-guru (выдающийся гуру), founding father (отец-основатель), а еще — апостолом, патриархом, пророком, великим и волшебным теоретиком менеджмента. И это не случайно. Говоря о Друкере, сложно выделить его вклад в менеджмент: по всеобщему мнению, он сам и есть менеджмент, он его создал от начала до конца.

Все российские специалисты в области менеджмента, узнав о смерти Друкера,

реагируют одинаково: сокрушенно и громко вздыхают, словно речь идет о кончине

знакомого человека. Казалось, Друкер был и будет всегда. И не только ввиду

почтенного возраста (он не дожил восьми дней до своего девяносто шестого дня

рождения), но и потому, что он был в некотором смысле вездесущ — похоже, нет

такой области науки об управлении, которая не базировалась бы на постулатах

Друкера. «Друкер создал главное — язык, понятия, символы менеджмента, — говорит Виталий Булавин, директор школы менеджеров 'Арсенал'. — Он создал поле, которое остальные гуру только возделывали по частям. Конечно, до него научный подход к управлению реализовал Фредерик Тейлор, но его концепция была сугубо механистической. Можно сказать, что, как Эйнштейн сделал физику Ньютона частным случаем физики, так и Друкер сделал теорию Тейлора частным случаем менеджмента».

Вначале было дело

Наиболее известная работа Друкера, навсегда связавшая его имя с понятием «менеджмент» (ее также называют библией современного менеджмента), — книга «Практика менеджмента», впервые изданная в Америке в 1954 году и с тех пор переиздающаяся почти каждый год.

Сейчас трудно поверить, что профессия менеджера некогда была не очень уважаемой, да и сами менеджеры не вполне понимали суть своей работы. Именно Друкер впервые систематизировал функции менеджера и заговорил о том, что менеджер — самый дорогостоящий ресурс предприятия, играющий исключительную роль в его деятельности, элита бизнеса.

Сам Друкер очень просто объяснял, что привело к рождению этого знания. В 1944

году его пригласили в General Motors, чтобы провести исследование

управленческого звена корпорации. Это исследование вкупе с консультационной

работой в General Electric, Sears, Roebuck & Co. легло в основу двух

фундаментальных трудов — «Концепция корпорации» (1946) и «Практика менеджмента» (1954).

«Чем больше я работал с успешными и квалифицированными менеджерами, управлявшими высокоэффективными предприятиями, тем яснее становилось для меня существование науки менеджмента (или, по крайней мере, то, что такая наука должна существовать), — говорил он. — Я все яснее понимал, что искусству менеджмента можно научиться и, больше того, что этому искусству можно научить других. Но для меня все более очевидным становилось и то, что в те времена науки менеджмента просто не было.

Все, чем мы в то время располагали, были какие-то байки из практики

руководителей. Не было ни одной работы, в которой хотя бы делалась попытка

проанализировать, изучить и представить менеджмент как самостоятельный вид

деятельности со своим кругом обязанностей. Поэтому мне не оставалось ничего

другого, как самому творить науку менеджмента, что я и сделал, написав эту книгу».

Мотив — несоответствие прежней работы его жизненным ценностям: «Ценностью для меня были люди. Я не видел смысла в том, чтобы быть самым богатым человеком на кладбище». А вдруг кто-то еще сможет полюбить все человечество?”

Природа управления и исторические тенденции его развития.

I. Развитие управленческой мысли.

История управления можно разделить условно на два периода: 1) наличие практики управления; 2) управление, как научная дисциплина. Фактически первый период длился до начала ХХ века, т.е. управление существовало, но его характер и структура сильно отличались от сегодняшнего управления. Объяснить этот факт возможно, если обратиться к организациям, существовавшим в древности.

Сравнение старой и современной организации.

Старая

Современная

Отсутствие крупных организаций или их малое количество

Наличие гигантских коммерческих и некоммерческих организаций

Небольшое количество руководителей среднего звена

Большое количество любых руководителей

Управленческая работа не выделялась в отдельную работу

Существуют четкие управленческие группы и должности

Занятие руководящих постов по праву рождения и по средствам силы

Занятие руководящих постов с компетентностью и с соблюдением закона

Малое количество людей, способных принимать важное решение

Большое количество людей, способных принимать важное решение

Упор на приказ и интуицию

Упор на коллективную работу и рационализм

Развитие управления в научно-технических дисциплинах происходит в начале ХХ века. В 1911 году Тейлор опубликовал работу "Принципы научного управления" С этого момента официальные источники стали считать менеджмент как науку.

Основные причины превращения управления в науку: промышленная революция в Англии => появление гигантских монополий, работа в которых требовала организации и координации действий. Однако "Родиной" менеджмента становится не Англия, а США. Причины:

  • США поддерживает идею образования для всех => появляется много высокообразованных и способных к сложной деятельности работников.
  • В США отсутствует государственное регулирование бизнеса => размеры предприятий быстро увеличиваются, и ставится задача централизованного управления, то есть именно практика обнаружила потребность больше внимания уделять управлению, показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.

II. Условия и факторы, возникновения и развития менеджмента.

  • Объективные изменения, происходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека.
  • Развитие управленческой мысли.
  • Общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления исторических фактов на каждом из этапов развития.
  • Потребность в знании истории.
  • Роль истории в социально-политической жизни страны.
  • Структурирование исторических тенденций - потребностей будущего.
Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту