Суд надзорной инстанции вправе отменить состоявшиеся по делу судебные постановления полностью или в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Такое последствие может наступить, например, когда в надзорной инстанции выясняется, что дело неподсудно суду общей юрисдикции. Суд надзорной инстанции по результатам рассмотрения жалобы или представления прокурора может оставить в силе одно из вынесенных по делу судебных постановлений. Такое последствие возможно, когда все обстоятельства по делу установлены, исследованы, но одной из судебных инстанций допущена ошибка в применении нормы права. Однако возможна ситуация, когда ошибка в применении норм материального права допущена всеми судебными инстанциями, рассматривавшими дело. При этом обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены полно. При таких обстоятельствах суд надзорной инстанции вправе отменить или изменить состоявшееся по делу судебные постановления и вынести новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение.
Ответ 53. Основания применения мер принудительного исполнения:
- предъявление исполнительного документа
- принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства
- истечение срока добровольного исполнения.
Исполнительный документ - основание для возбуждения исполнительного производства и совершения судебным исполнителем действий по принудительному исполнению судебных решений, а также постановлений и решений других органов. И.д. выдаются судами, арбитражными судами, нотариальными и иными управомоченными органами для приведения в исполнение вынесенных ими решений и постановлений. К ИД относятся: исполнительные листы судов; исполнительные надписи нотариальных органов; приказы арбитражных судов; надписи председателя Морской арбитражной комиссии о вступлении решения в законную силу; акцептованные плательщиком, но не оплаченные в срок платежные требования; постановления комиссий по делам несовершеннолетних о денежных взысканиях; постановления административных органов о производстве взыскания с граждан; решения о взыскании с организаций ущерба за потравы посевов и повреждение насаждений. Закон предусматривает определенные сроки для предъявления И.д. к исполнению. Так, решение суда по делу, в котором хотя бы одной из сторон является гражданин, может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления его в законную силу, а по всем остальным делам - в течение одного года, если законодательством не установлены иные сроки. По решениям о взыскании периодических платежей сроки давности установлены для каждого вида платежа. Сроки давности прерываются предъявлением исполнительного листа к исполнению, а также частичным исполнением решения, если одной или обеими сторонами по делу являются граждане. На должностное лицо, виновное в утрате И.д., суд по представлению судебного исполнителя вправе наложить штраф, если действия должностного лица не влекут за собой уголовной ответственности.
Исполнительные документы:
- нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов
- исполнительные листы, выдаваемые судами
- удостоверения комиссий по трудовым спорам
- судебные приказы
- постановления органно, уполномоч рассматривать адм дела
- требования контрольных органов о взыскании денег
- постановление суд пристава-исп-ля
- постановления др органов.
Сроки предъявления к исполнению:
- исплонительные листы на основании судебных актов и судебные приказы – 3г
акты арб судов – 6 мес
- исп листы судов на осн межд ком арб и третейских судов – 6 мес
- удостов КТС – 3 мес
- треб-я контрольных органов – 6 мес
- постан-я органов уполн рассм дела об адм нар 3 мес
Ответ 55. Статья 9. Возбуждение исполнительного производства
1. Возбуждение исполнительного производства - важный этап принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Оно осуществляется судебным приставом-исполнителем путем принятия к своему исполнению исполнительного документа, поступившего от суда или другого органа его выдавшего либо от взыскателя. Судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство при наличии двух указанных в Законе условий: 1) если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению; 2) если исполнительный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 ФЗ «Об исп произв-ве».
2. Закон предписывает судебному приставу-исполнителю вынести в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа постановление о возбуждении исполнительного производства. Правовая норма, закрепленная в п. 2 ст. 9 Закона, вносит определенность во взаимоотношения судебного пристава-исполнителя со сторонами и другими участниками исполнительного производства.
3. Содержание постановления о возбуждении исполнительного производства в Законе изложено неполно. Помимо имеющихся в п. 3 ст. 9 Закона данных, еще надо указать дату и место вынесения постановления; должностное лицо, вынесшее данное постановление; дату поступления исполнительного документа, на основании которого подлежит возбуждению исполнительное производство; мотивы, по которым судебный пристав-исполнитель считает необходимым возбудить (или не возбуждать) исполнительное производство; закон, на основании которого он совершает это процессуальное действие; решение о возбуждении (невозбуждении) исполнительного производства; в постановлении должно быть указано, что оно может быть обжаловано в 10-дневный срок.
Вопрос о том, когда судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о взыскании с должника исполнительского сбора - до или после истечания срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, - противоречиво решен в Законе.
Согласно п. 5 ст. 81 Закона об исполнительном производстве постановление о взыскании исполнительского сбора выносится одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства или о взыскании исполнительского сбора может быть указано в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, в соответствии с этим правилом постановление о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель должен вынести до истечения срока для добровольного исполнения исполнительного документа.
Из содержания же п. 1 этой же статьи Закона вытекает, что постановление о взыскании исполнительского сбора должно быть вынесено в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, т.е. по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа.
Думается, более гуманное и разумное правило содержится в п. 1 ст. 81 настоящего Закона. Оно, по нашему мнению, и должно применяться на практике.