В целях более точного и полного отражения всех положений заключения в протоколе судебного заседания прокурор наряду с устным сообщением своего мнения может представить его письменный текст.
В случае, когда в деле по собственной инициативе, по инициативе участвующих в деле лиц либо по инициативе суда участвуют государственные органы или органы местного самоуправления, председательствующий также предоставляет им слово. Безусловно, участвуя в судебном заседании, представители указанных органов высказывают не собственное мнение о деле, а выражают точку зрения уполномочившего их государственного органа или органа местного самоуправления. Среди правоведов существует точка зрения, согласно которой участие данных органов в процессе можно приравнять к участию экспертов, поскольку и те, и другие оценивают обстоятельства дела, основываясь на специальных знаниях. Однако при оценке процессуальной роли соответствующих органов следует исходить из того, что их участие обусловлено выполняемыми функциями, которыми их наделило государство или местное самоуправление. Более того, защита прав, свобод и законных интересов других лиц, интересов государства требуют от государственных органов и органов местного самоуправления не подтверждения или опровержения каких-либо фактов, а определенной правовой позиции в их оценке.
Ответ 36. Статья 194. Принятие решения суда
1. Постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, является завершающей стадией судебного процесса, в которой суд выражает свои действия в строго определенной проц форме.
Документальная форма суждения суда по итогам судебного разбирательства, которым дело разрешается по существу, - судебное решение.
2. Судебное решение - это сложный и многосторонний акт.
В первую очередь, судебное решение - акт реализации судебной власти. Суд выносит решение именем РФ, что подтверждает его властный характер. Только суд осуществляет правосудие, опираясь на власть и силу государства. В судебном решении выражается властное суждение суда о наличии (или отсутствии), содержании и объеме прав и обязанностей сторон по существу заявленных требований, бывших предметом спора. Устраняя спорность в правоотношениях субъектов материального права, судебное решение создает правовые гарантии для реализации права или охраняемого законом интереса. Решение суда, независимо от того, удовлетворено требование или в нем отказано, обязательно для всех и подлежит неукоснительному соблюдению и исполнению.
Судебное решение - правоприменительный акт, имеющий свойства, сходные со свойствами нормативных предписаний. Как и норма права, оно является юридически обязательным и составляет активную частицу механизма правового регулирования. Но судебное решение действует только на основе юридических норм. Содержащееся в решении государственно-властное предписание носит индивидуальный характер.
Искл положение в системе органов гос власти суда, наделенного правом осущ-я правосудия, придает судебному решению как акту правосудия особые качества правоприм акта по разрешению споров и защите прав и охраняемых законом интересов. Судебное решение как акт применения права:
- имеет разовое значение - касается конкретной жизненной ситуации и содержит инд предписание в адрес конкретных лиц;
- официальный акт, выражающий волю государства и постановляемый компетентным органом;
- вызывает определенные юр последствия инд характера, будучи последним звеном в определенном юр составе;
- на основе общих норм определяет инд меру возможного и должного поведения для конкр лиц;
- внешнее формальное закрепление результата правоприменения по каждому гр делу;
- способ реального проведения в жизнь государственного принуждения;
- должно отвечать требованиям гр проц зак-ва.
Возможность принудительного осущ-ния суб права, подтвержденного судом, возникает с момента вынесения судебного решения и вступления его в законную силу.
3. Поскольку содержание решения определяется тремя факторами: обстоятельствами рассматриваемого гр дела, правовыми требованиями, предъявляемыми к нему, и проц формой, установленной законом для актов правосудия, оно как проц документ обязательно должно соответствовать правилам современного делопроизводства. Данные требования согласуются с положениями ГПК о письменной форме и содержании решения. Закон, регламентируя порядок изложения решения, последовательность расположения материалов, превращает постановляемый судом акт в процессуальный документ. Требования формы обязательны для суда, разрешающего дело по существу, а нарушение данного требования в силу п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК может быть основанием для отмены принятого судом акта.
4. Положения ч. 2 статьи посвящены важному проц институту - тайне совещания суда. Решение принимается судом в совещательной комнате: присутствие иных лиц помимо судей, входящих в состав суда по данному делу, или судьи, единолично рассматривающего дело, не допускается. До вынесения решения судьям, находящимся в совещательной комнате, запрещается какой-либо контакт с другими судьями и иными лицами по телефону, прием и передача письменных материалов.
Вместе с тем закон, как и прежде, не регламентирует поведение суда в случаях, когда постановление решения требует затраты значительного времени, когда суду для полной оценки доказательств, определения существа правоотношения и содержания норм права, необходимо несколько дней или даже недель. За рамками закона остаются вопросы: где может и должен находиться судья все это время, вправе ли суд в этот период рассматривать другое дело, какие права у судьи есть в такой ситуации.
Закон ориентирует суд на необходимость немедленного вынесения решения и таким образом фактически обязывает суд ограничиваться провозглашением резолютивной части решения, оставляя его составление в окончательном виде (ст. 199 ГПК).
5. Решение принимается судьями по большинству голосов: никто из судей не вправе воздерживаться от голосования, судья, не согласный с решением большинства, может изложить свое особое мнение в письменном виде (см. коммент. к ст. 15 ГПК). Однако важно отметить, что решение в этом случае подписывается всеми судьями, участвующими в его принятии (в том числе судьей, оставшимся при особом мнении).
Решение должно быть постановлено судьями (судьей) рассматривавшими дело от начала до конца. В случае замены одного из судей разбирательство дела производится с самого начала.
6. Тайна совещания судей должна быть сохранена и после того, как оно завершено, а решение суда объявлено. Закон запрещает судьям разглашать суждения (в том числе свои собственные), имевшие место во время совещания и не нашедшие отражения в судебном решении.
Нарушение правил о тайне совещания судей, о порядке подписания решения и вынесения решения непосредственно судьями (судьей), входившими в состав суда и рассматривавшими дело, являются безусловными основаниями для отмены судебного решения (см. коммент. к ст. 364 ГПК).