Из схемы видно, что в период за 2004 год редакцию покинул 1 журналист и 2 менеджера по рекламе, что достаточно серьезно отразилось на предприятии, имеющем небольшой штат работников.
Говоря о причинах текучести кадров, одной из основных причин можно назвать недостаток материального роста. Кроме этого, один из трех уволившихся назвал также невозможность карьерного роста одной из причин увольнения. Среди второстепенных были названы: ненормированность рабочего дня, удаленность редакции от места проживания, отсутствие выплат за дополнительное рабочее время.
Хочется отметить, что все трое ушедших были уволены по собственному желанию и полностью соответствовали всем квалификационным требованиям, что, несомненно, частично повлияло на прибыль, получаемую редакцией, и увеличило расходы на поиск новых сотрудников в эти отделы.
Издержки предприятия на рабочую силу, или стоимость труда, согласно рекомендациям Международной конференции статистиков по труду, вычисляется по формуле:
Оплата производственной работы + Выплаты, касающиеся неотработанного оплачиваемого времени + премии и денежные вознаграждения + стоимость пищи и другие выплаты в натуральной форме + стоимость предоставления жилья рабочим, оплачиваемого работодателем + расходы работодателей на социальное обеспечение + стоимость профессионального обучения + стоимость культурно-бытовых условий + смешанные статьи, такие как транспорт для работающих, рабочая одежда, восстановление здоровья, вместе с налогами (рассматриваемыми как стоимость труда).
Для "Нижегородского рабочего" эта схема немного сокращена и выглядит следующим образом:
Оплата производственной работы + Выплаты, касающиеся неотработанного оплачиваемого времени + премии и денежные вознаграждения расходы работодателей на социальное обеспечение + стоимость профессионального обучения + стоимость культурно-бытовых условий.
Стоимость затрат может возрастать за счет привлечения новых работников, имеющих более высокую квалификацию, за счет дополнительных затрат собственных средств на переподготовку кадров, сохранение здоровья, организацию отдыха и т.д.
Считается, что затраты редакции на рабочую силу составляют примерно 20% от общей прибыли.
Хотя по своей сути инвестиции в рабочую силу в значительной мере напоминают капиталовложения (вложения в человеческий капитал, отдача от которого будет ощущаться на протяжении многих лет в виде более высокого дохода от квалифицированного труда), фактически же к ним относятся как к текущим затратам, которые сразу и полностью относятся на себестоимость продукции текущего года. А так как повышение стоимости газеты в розничной продаже будет невыгодно выделять ее среди конкурирующих изданий, эти затраты относятся на себестоимость рекламных площадей в газете.
У работника имеется свой, в зависимости от возраста, определенный период трудоспособности до выхода на пенсию. Работник нуждается в своего рода "ремонте" - медицинской помощи при производственных травмах и заболеваниях. Работник подвержен "моральному износу" - устаревание знаний и необходимость их обновления через повышение квалификации, переподготовку. Модернизация оборудования позволяет ему оставаться в качестве достаточно производительного средства еще сравнительно длительный период времени. То же самое можно сказать и в отношении работника, прошедшего переподготовку, повысившего квалификацию. Так что средства, пошедшие на эти цели, будут реализовываться и приносить отдачу еще в течение нескольких лет. И если об эффективности произведенных затрат с позиции данного года складывается отрицательное мнение, то с учетом всего периода отдачи от них затраты могут оказаться вполне эффективными. Именно с учетом этого обстоятельства и ставится вопрос о необходимости формирования отчислений на обновление и развитие кадров.
Известно, что конкурентоспособность предприятия во многом зависит от занятого на нем персонала. Не стоит и говорить, что хорошо подготовленный, обученный персонал, с высоким уровнем мотивации на качественную работу представляет не меньшее, а то и большее богатство, чем новейшее оборудование и передовая технология.
Стоит заметить, что в редакции отсутствует кадровая служба в полном понимании этого слова, так как часть функций кадрового работника берет на себя секретарь генерального директора.
В целом, в редакции наблюдается довольно высокий уровень квалификации персонала. Кроме того, все работники и руководители имеют достаточные профессиональные знания и навыки, а значит, способны повышать производительность труда и работать более плодотворно.
Несомненно, отсутствие кадровой службы или хотя бы полноценного кадрового работника отрицательно сказывается на развитии потенциала трудовых ресурсов. И хотя секретарь успешно справляется с возложенными на него функциями, кадровая политика, тем не менее, должна стать одной из основных составляющих в общей стратегии развития предприятия.
Стратегию, которую реализует редакция "Нижегородского рабочего", я проанализирую в соответствии с теорией эталонных стратегий Филиппа Котнера.
Напомню, Котнер предлагал пять основных теорий, которые может реализовывать предприятие:
стратегия концентрированного роста;
стратегия интегрированного роста;
стратегия диверсифицированного роста;
стратегия сокращения;
и комбинированная стратегия.
Опираясь на информацию об аудитории, которую я рассматривала в разделе "Анализ маркетинговых возможностей предприятия", можно сделать вывод, что часть читательского рынка уже завоевана. Это те самые постоянные подписчики и покупатели газеты, которые являются потребителями уже несколько лет. Следовательно, предприятие нацелено на завоевание новых потребителей, на приобретение тех конкурентных преимуществ, которые позволили бы "переманить" часть аудитории других изданий на свою сторону.
Основной фактор, который при этом меняется, - это маркетинг. Предприятие старается завоевать лучшее положение с данным продуктом на данном рынке.
Соответственно, реализует стратегию концентрированного роста и нацелено на усиление позиции на рынке.
Что касается инструментов, используемых при реализации стратегии, здесь ведущими является инструменты маркетинга. А основным становится PR-отдел предприятия, который также выполняет и маркетинговые функции. Опросы, проводимые среди читателей, исследования и данные, предоставляемые агентством Gallup Media, позволили выяснить самую главную информацию - знание основного потребителя.
Исходя из такой информации, уже можно было разрабатывать тактику для завоевания лучших позиций среди этой аудитории. Для этого были созданы новые рубрики, четко ориентированные на интересы аудитории. Проводились конкурсы, целью которых было привлечение именно рассматриваемой аудитории.
Именно с этой целью был преобразован пятничный ежедневный номер газеты, превратившийся из стандартного каждодневного выпуска новостей в издание развлекательного характера, лишенное криминальной и другой негативной информации ("НР на выходные"). При этом не изменились ни тираж, ни стоимость газеты.