В разделе 1.1.2 «Репутационный менеджмент» говорилось о том, что одним из наиболее важных этапов в процессе управления репутацией является выявление уже сложившегося представления о компании. По данным, полученным из интервью с PR-менеджером «Максидом», управление репутацией как отдельное направление деятельности в компании не обозначено. Комплексная деятельность в этой сфере на данный момент целенаправленно не осуществляется, и ранее не осуществлялась, следовательно, никаких исследований в этой области компаний не проводилось.
Поэтому для того чтобы выявить сложившуюся репутацию, автор работы самостоятельно провел репутационный аудит с использованием различных источников информации и методов ее сбора, по критериям, выделенным в разделе 1.1.3. «Репутационный аудит», а именно: эмоциональная привлекательность, качество продукции, репутация руководства, социальная ответственность, финансовые показатели.
Аудит проводился с учетом выявления отношения к компонентам репутации внешних целевых групп, в первую очередь потребителем, так как данная группа является приоритетной как в работе PR-отдела «Максидом», так и для компании в целом.
«Эмоциональная привлекательность»
Одним из показателей эмоциональной привлекательности является регулярная посещаемость магазинов, наличие постоянных покупателей. Повторное посещение магазина говорит о том, что покупатель остался и доволен предыдущим визитом и наверняка вернется вновь. При изучении данного компонента репутации были использованы данные из исследования отдела маркетинга «Структура рынка товаров для дома и ремонта по Санкт-Петербургу».
Цель: выявить уровень известности и посещаемости магазинов компании ООО «Максидом»
Сроки проведения опроса: Февраль 2010. Для построения динамических рядов использовались результаты исследований, которые были проведены в апреле 2009 года и в ноябре 2008.
Методология: Телефонный опрос с использованием системы CATI (Computer Assisted Telephone Interview)[*]
Формирование выборки: Случайный отбор телефонных номеров квартир Санкт-Петербурга.
Размер выборки: 1201 интервью
Целевая группа:
· Мужчины и женщины
· В возрасте 25 – 64 лет;
· Постоянные жители Санкт-Петербурга;
· Отвечают в своей семье за покупку товаров для дома и ремонта
Результат исследования: «Максидом» удерживает лидерство по показателям посещения строительных гипермаркетов (см. приложение №), более того компания лидирует по показателю намерения покупки в нем различных товарных категорий (см. приложение №?).
По показателю «спонтанной известности» в сознании покупателей магазины сети остаются самыми известными гипермаркетами в Санкт-Петербурге (самое большое количество упоминаний респондентов при ответе на вопрос: «Какие магазины, в которых продаются товары для ремонта и интерьера, Вам известны?»). Далее по показателю «спонтанной известности» за «Максидомом» следуют K-Rauta, Метрика, OBI, Castorama, «Домовой», Leroy Merlin ( см. приложении № ?).
Согласно авторитетным рейтингам с 2008 по 2010 года «Максидом» входит в пятерку крупнейших сетей DIY в России [49, 48, 54, 60]. Компания удостоена множества наград: на протяжении трех лет сеть гипермаркетов «Максидом» называли лучшей сетью по продаже товаров для дома и ремонта на конкурсе «Лучшие розничные торговые сети Санкт-Петербурга»*, лучшей сетью по реализации непродовольственных товаров на конкурсе «Золотой Гермес»*, организованном Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга. В 2008 году «Максидом» победил в общероссийском конкурсе «Золотые сети»* в номинации «Гипермаркеты».
«Качество продукции»
Качество товара, его надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или не успех фирмы на рынке. Но стоит помнить, что помимо большого ассортимента товаров «Максидом» предлагает дополнительные услуги, поэтому важно оценивать и качество товара, и качество сервиса, а это: работа продавцов-консультантов, работа кафе, уровень благоустройства магазинов и пр.
Цель: Выявить мнение потребителей о качестве товаров и сервиса компании ООО «Максидом».
Сроки проведения опроса: Февраль 2011
Целевая группа: Покупатели ООО «Максидом»
· В возрасте 25 – 64 лет;
· Постоянные жители Санкт-Петербурга;
· Хоть раз совершавшие покупку в магазине сети
Методология: Исследование проводилось в несколько этапов:
1. анализ книг «Жалоб и предложений», размещенных в каждом магазине сети
2. изучение специальных сайтов с отзывами о покупках товаров в различных магазинах
3. опрос 20 респондентов
Результат исследования: Исследования показали, что недовольства и жалобы о качестве во всех аспектах встречаются, но при этом все же наблюдается больше положительных откликов. Респонденты отмечали «понимание» и «заботу» со стороны компании в вопросах работы продавцов, обмена товара и доставки его на дом, что описывает компанию, как заботящуюся о своих клиентах. Среди пожеланий было «возможность посещения магазинов с детьми», по мнению покупателей на данный момент в «Максидоме» недостаточно хорошо продуман данный вопрос: нет специальных детских тележек, в кафе нет детских стульчиков.
«Позиционировании компании в СМИ»
СМИ имеют большое влияние на мнение различных целевых аудиторий. Если постоянный покупатель или партнер может сформировать свое представление и мнение об организации из личного опыта взаимодействия с ней, то общественность, не сталкивающаяся с организацией, отчасти будет строить свое мнение под воздействием публикаций в средствах массовой информации.
Цель: Понять сложившееся представление о компании ООО «Максидом» в СМИ, выявить основные информационные поводы.
Сроки проведения опроса: Февраль 2011
Методология: К сожалению, невозможно охватить публикации во всех СМИ Санкт-Петербурга, поэтому автором проводился мониторинг наиболее читаемых, с учетом различных видов специализации как печатных, так и электронных. Среди основных можно выделить: Коммерсант, Фонтанка.ru, Деловой Петербург, Retailer, DIY News, SHOPandMALL, Metro, Ведомости, Мой район и другие. Работу в анализе этого компонента значительно облегчили мониторинги СМИ, проводимые PR-отделом «Максидом». Интерес представляли любые упоминания о компании.
Размер выборки: Для того, чтобы не упустить ничего важного, интерес представляли упоминания о компании в СМИ за последние пять лет в электронных и за последний год в печатных.
Результат исследования: Результат исследования показал, что помимо упоминания о квартальных итогах развития компании, указания ее положения в рейтингах DIY из массовых средств информации можно узнать лишь о 5 фактах из «жизни» компании:
· о том, что в служебном помещении в одном из магазинов застрелился его охранник
· о приобретении картины Губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко «Мраморный мост», а также еще трех картин известных личностей города: Ксении Раппопорт, Игоря Бутмана, Татьяны Котеговой;