Репутация всегда «тише», чем имидж, и создается она благодаря систематическим и осмысленным действиям, то есть благодаря «тихому», но эффективному СО [22, с.32]. То есть эффективность не тождественна эффектности. Яркии акции в большинстве случаев – либо только верхушка айсберга, либо всего лишь отвлекающий маневр [3, с.19]. Креативные и оригинальные инструменты имеют место быть, но как дополнение к основным средствам.
Автор работы считает, что работа над созданием положительной репутации компании, основывается на трех основных параметрах:
1. Безупречное качество продукта, высокий уровень обслуживания клиентов, должное поведение персонала и облик магазинов.
2. Социальная ответственность, правильно определенная миссия компании, основанная на вычленении положенной в основу ее деятельности социально значимой идеи.
3. Оценка деятельности компании в СМИ, отношения к ней общественных и государственных структур
Хороший менеджер по СО должен знать весь арсенал различных приемов, способов и методов воздействия и использовать с максимальной эффективностью.
Здесь необходимо сделать несколько выводов:
1. Зная, с какой целевой аудиторией придется (приходится) работать, необходимо использовать весь набор средств для воздействия на нее
2. В связи с тесным взаимодействием и единой целью работы службы СО и маркетинга, возможно заимствование инструментов из одной области в другую
3. Для достижения максимальной эффективности возможно использование на первый взгляд необычного средств для нестандартной аудитории, например отправка пресс-релиза партнерам компании [12, с.66].
Общие принципы установления и поддержания связей с общественностью остаются неизменными для всех ее категорий, видов коммуникаций и средств распространения информации: планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, эффективность.
Все средства по СО могут быть разделены на две большие группы. В первую группу входят средства, направленные на внешнюю аудитории (клиенты, СМИ, партнеры компании), ко второй относятся средства, направленные на внутреннюю аудиторию (коллектив компании). Каждая из двух выделенных целевых аудиторий в свою очередь может быть разделена на отдельные аудитории, требующие различного подхода в коммуникации. Следует отметить, что некоторые из инструментов могут быть применимы как к внешней, так и внутренней аудитории.
Лучше всего средства специалиста по связям с общественностью можно описать с помощью следующей таблицы, составленной автором данной работы. По вертикали - средства поддержания репутации, а по горизонтали - их направленность на целевую аудиторию.
Целевая группа/Средства СО |
СМИ |
Коллектив компании |
Партнеры компании |
Клиенты |
Разработка новостных материалов |
X |
X | ||
Мониторинг СМИ |
X | |||
Публикация корпоративного издания |
X |
X |
X | |
Интернет коммуникации |
X |
X |
X |
X |
Организация специальных событий |
X |
X |
X |
X |
Социальная ответственность |
X |
X |
X |
X |
Миссия и слоган |
X |
X | ||
Благоустройство магазинов |
X |
Теперь рассмотрим каждый инструмент отдельно.
Разработка новостных материалов
На взгляд автора работы это главная задача специалистов по СО. Для предоставления интересных и благоприятные новостей о предприятии и его услугах СМИ, специалисты могут использовать различные виды текстов и материалов, обладать хорошими журналистскими навыками, чтобы грамотно сформировать идею обращения к аудитории и представить в материалы о деятельности и перспективах развития предприятия.
При необходимости составляется медиа-база, включающая все виды СМИ, с которыми работает организация.
Сюда можно включить и антикризисные публикации. Так, например, после обрушения крыши одного из магазинов сети зимой 2011 года компания регулярно размещала обновленную информацию об оказании помощи пострадавшим в виде пресс-релизов на своем официальном сайте [57].
Мониторинг СМИ
Конечно же, главным открытым источником, из которого сегодня можно получить информацию, являются СМИ и Интернет. Отслеживание публикаций в прессе, как о самой деятельности компании, так и о ее конкурентах является одной из важнейших задач менеджмента организации. Оперативно полученная информация предоставляет возможность своевременной корректировки формируемого мнения в СМИ, управлению отношения общественности к организации и ее деятельности.
Наиболее распространенная ошибка, особенно характерная для российских компаний среднего звена, – это усиленная работа с внешними целевыми группами на фоне полного отсутствия внутренней корпоративной политики. Тем временем корпоративное СО несет в себе очень важную задачу, заключающейся в том, чтобы полный набор существующей позитивной информации «в полную силу» работал на компанию и доводил ее до нужных внутренних целевых аудиторий [57].
Мониторинг СМИ, составление отчетов производится в удобной форме для специалиста.
Публикация корпоративного издания
Как правило, корпоративное издание создается для:
· Борьбы с коммуникационными проблемами и недостатком информации о компании и внутри компании
· Продвижения компании среди целевых групп общественности
· Позиционирования компании, ее философии, идеологии, сферы деятельности, общественно-полезной значимости бизнеса, его развития, и личностей, работающих в компании