Исходными документами для формирования кадровой политики являются:
· Всеобщая декларация прав человека;
· Конституция (Основной закон);
· Гражданский Кодекс РФ;
· Трудовой Кодекс РФ.
Кадровая политика предприятия должна находить отражение в следующих документах:
· Устав организации;
· Философия организации;
· Коллективный договор;
· Правила внутреннего трудового распорядка;
· Трудовой договор сотрудника;
· Положение об аттестации кадров.
Кадровая политика формирует:
- требование к рабочей силе на стадии найма – к уровню образования, стажу, специальной подготовке, возрасту, полу и т.д.;
- отношение к «капиталовложениям» в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие персонала;
- отношение к стабилизации коллектива (всего или по подразделениям);
- отношение к новым работникам, программе их адаптации и поддержки;
- готовность повышать квалификацию персонала или осуществлять переподготовку кадров.
Этапы построения кадровой политики:
1. Нормирование – формулирование общих принципов и целей работы с персоналом в соответствии с целями и ценностями организации.
2. Программирование – построение системы процедур и мероприятий – кадровых технологий.
3. Мониторинг персонала – отработка конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала, оценка эффективности этих мер.
К кадровой политике в современных условиях предъявляются следующие общие требования:
- Кадровая политика должна вытекать из политики организации, так как она представляет кадровое обеспечение для реализации стратегии;
- Она должна быть достаточно гибкой, обеспечивать, с одной стороны, стабильность ожиданий работников, с другой – их динамику; корректироваться в соответствии с изменениями положения организации и экономической ситуации на рынке. Важно, чтобы стабильными были те стороны кадровой политики, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия;
- Кадровая политика должна быть экономически обоснованной, так как подготовка квалифицированных работников и поддержание их профессионального уровня связаны с большими издержками;
- Кадровая политика должна учитывать индивидуальные особенности и потребности своих работников, в первую очередь ведущих сотрудников организации;
- Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но и обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне.
В таблице 1 рассмотрены основополагающие принципы формирования кадровой политики. Таблица 1
Основополагающие принципы формирования кадровой политики
Наименование принципа |
Характеристика принципа |
Научность |
Использование всех современных научных разработок в данной области, которые могли бы обеспечить максимальный экономический и социальный эффект |
Комплексность |
Охват всех сфер кадровой деятельности и всех категорий работников |
Системность |
Учет экономического и социального эффекта (как пположительного, так и отрицательного), влияния и того или иного мероприятия на конечный результат |
Эффективность |
Любые затраты на мероприятия в этой области должны окупаться через результаты хозяйственной деятельности |
Методичность |
Качественный анализ выбранных вариантов решения, особенно в тех случаях, когда имеется ряд взаимоисключающих методик |
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентируется на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
С учетом сказанного, кадровую политику можно определить как систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории работников. Кадровая политика организации – это целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы, имеющая целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
Анализ существующей в конкретных организациях кадровой политики позволяет выделить, как минимум, два основания для их группировки. Первое основание связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:
1. пассивная;
2. реактивная;
3. превентивная;
4. активная.
Вторым основанием для дифференциации кадровой политики могут быть степень открытости организации по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава, ее принципиальная ориентация на внутренние или внешние источники комплектования. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики – открытую и закрытую.
Рассмотрим подробнее каждый из упомянутых типов.
Пассивная и реактивная кадровая политика.
Само словосочетание «пассивная политика» на первый взгляд представляется алогичным. Однако нередко встречаются ситуации, при которых руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении собственного персонала, а кадровая работа сводится к рутинному функционированию или ликвидации «непредвиденных и непонятно откуда свалившихся негативных последствий». Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство чаще всего вынуждено работать в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, часто не успевая понять причины событий и их возможные последствия.
При реактивной кадровой политике руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, предпринимает попытки проанализировать их причины и следит за возникновением конфликтных ситуаций. Предметом специального внимания руководства становится мониторинг квалифицированной рабочей силы и мотивация персонала к высокопродуктивному труду. Кроме того, на предприятиях предпринимаются определенные меры по локализации кризисных явлений, осуществляются действия, направленные на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и оказания адекватной экстренной помощи. Вместе с тем, несмотря на то, что в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности при использовании реактивной кадровой политики возникают перед организацией при среднесрочном планировании.