Чтобы показать, что фирма ценит труд каждого сотрудника, предлагаем ввести систему поощрений. Например, это могут быть определенные символические награждения лучших работников, осуществляемые по результатам подсчета набранных сотрудником баллов, производимого в конце года и пересчитываемого в ценные призы или в денежном эквиваленте.
Наряду с поощрениями может существовать и система порицаний. Провинившийся должен осознавать, что своим поведением оскорбляет своих коллег. Такой воспитательный процесс будет поучительным для всех сотрудников.
Помимо перечисленного в организации необходимо закрепить различные формы официального и неофициального внутрикорпоративного общения. К официальным можно отнести: обращения руководителей к подчинённым с разъяснением текущих ситуаций и перспектив организации; торжественные подведения итогов года; внутрифирменные стенгазеты. Очень важно, чтобы подчинённые уважали, но не в коем случае не боялись директорского кабинета. Что касается неофициальных форм общения, то сюда входят корпоративные празднования, выезды на экскурсию или пикники.
Очевидно, что отношения с персоналом должны быть постоянными, откровенными и проникнуты уважением. Только тогда можно надеяться на то, что цель руководства будет достигнута. Именно PR-специалист должен помочь руководству построить эффективные, доверительные и убедительные отношения с персоналом.
Начавшаяся с сентября 2008 года целенаправленная PR-деятельности в фирме "А", ознаменовавшаяся введением новой должности PR-специалиста, позволяет надеяться на повышение результативности работы компании. На данный момент в силу ограниченности времени функционирования данной структуры представляется трудным оценить прорывы фирмы в области внешнего PR. Мы можем констатировать, что такие работы ведутся. Однако, уже сейчас можно отметить позитивные внутренние изменения.
Так, при участии автора в компании было проведено два опроса среди сотрудников, касающиеся внутренней обстановки, степени взаимопонимания среди работников. Первый опрос был проведён в октябре 2008 года. Вот какие результаты мы получили:
- 46% всех сотрудников фирмы считают, что в коллективе есть трудности и это существенно затрудняет работу. Эти сотрудники хоте ли бы что-то изменить во взаимоотношениях внутри коллектива;
- 23% сотрудников "не обращают внимание на некоторые конфликты внутри фирмы, просто занимаются своей работой";
- 14% придерживаются мнения, что "работа есть работа, а не развлечение и отношения должны быть исключительно деловыми", хотя и не исключают некого напряжения при общении;
- 10% ответили, что чувствуют некую напряжённость только в общении с руководством;
- и, наконец, 7% воздержались от комментариев, сославшись на занятость.
В ходе следующего опроса, который состоялся в середине февраля 2009 года, выяснились интересные факты. После появления в фирме PR-специалиста маленькая фирма "расцвела". Можно констатировать развитие корпоративного духа фирмы. Было заметно, что сотрудники больше не боятся обращаться к руководству, общение внутри коллектива стало раскрепощённым и лёгким. О таких изменениях нам говорят и результаты опроса:
- 83 % всех сотрудников заметили коренные изменения внутри рабочего коллектива. Они с радостью остаются после работы на тренинги различного характера, посещают корпоративные мероприятия и с удовольствием идут на контакт с руководством;
- 9% хоть и увидели положительные изменения в коллективе, но так и не смогли преодолеть страх перед кабинетом начальства;
- всего 3% остались при своём мнении, что "на работе нужно работать и приятельские отношения ни к чему";
-5% отказались отвечать на вопросы.
Все эти цифры показывают положительную тенденцию влияния PR-деятельности во внутрифирменном управлении. Очевидно, что если внутри коллектива царят дружеские отношения, если сотрудники не боятся обратиться к своему начальству с предложениями или пожеланиями, то такие внутрифирменные взаимодействия становятся фундаментом для успеха деятельности компании во внешней среде. Сотрудники – это главная составляющая любого предприятия. Когда же сотрудники составляют один целостный и дружный коллектив, это служит примером эффективного внутрифирменного управления, в нашем случае – средствами PR. Ведь все проблемы, которые будут возникать в фирме, будут решаться уже ни одним руководителем, а с помощью и при поддержке сотрудников, которые отождествляют себя со своей компанией и готовы бороться за её благополучие.
Подводя итоги сказанному, отметим:
1. Качество, надёжность, стабильность – главные составляющие строительного бизнеса.
2. Фирма "А" была зарегистрирована в 1999 году, и за сравнительно недолгое время заслужила уважение и высокие оценки клиентов о проделанной ими работе. Планирование PR-деятельности в фирме необходимо начать с создания специальной должности в организации, а именно предусмотреть в штате компании PR-специалиста.
3. Можно выделить основные направления PR-деятельности, которые будут способствовать эффективному управлению фирмой: первое - разработка концепций проведения рекламных мероприятий, встреч со СМИ, а так же контролю за предоставлением информации о компании в СМИ; второе – содействие в формировании развитой внутрикорпоративной среды с единым набором ценностей и правил, созданию единой корпоративной культуры; содействию в управлении персоналом.
Заключение
Сегодня мы являемся свидетелями то, что российский рынок PR-услуг опережает рост отечественной экономики. К тому же экономический рост имеет тенденцию к замедлению, а рынок связей с общественностью, по прогнозам экспертов, свою динамику сохранит, и будет повышать.
Роль PR возрастает с каждым днём, и это заметно уже сегодня. Эффективность и отдача PR-деятельности велика: прежде всего, она способствует развитию компании. К сожалению, немногие компании сегодня могут позволить себе воспользоваться таким ресурсом, но это именно то, к чему нужно постоянно стремиться, изучая опыт зарубежных коллег и учась на их ошибках.
Итак, как показал проведенный нами анализ, не следует проводить жесткую дифференциацию между PR и управлением в организации. Более того, мы придерживаемся позиции, согласно которой PR есть весьма эффективная технология управления фирмой. Так, с помощью PR в фирме выстраиваются командные и дружеские отношения, которые дают возможность каждому сотруднику идентифицировать себя с компанией, почувствовать себя важной её частью. Это, в свою очередь, мотивирует работников к повышению показателей своей деятельности и содействует успеху организации в целом. К тому же PR прекрасно справляется со своими рекламными и коммуникативными задачами, что способствует привлечению новых заказчиков и клиентов.
Под PR мы понимаем специализированную управленческую деятельность, в основе которой лежат принципы сотрудничества, взаимодействия, согласования интересов. В центре PR-деятельности находятся коммуникации особого рода - сознательно планируемые и управляемые, ориентированные на создание и сохранение позитивных взаимоотношений между организацией и общественностью.