Рано или поздно любая компания сталкивается с необходимостью целенаправленно формировать свою репутацию. Это связано, прежде всего, с необходимостью обеспечения динамичного развития компании, привлечения инвестиций и повышения ее конкурентоспособности. Предпочтительным является способ действия, когда пребывая в ситуации благополучия, компания закладывает основы будущей стабильности в виде инвестиций в репутацию.
Однако возможна и принудительная "пожарная" коррекция репутации, которая может быть связана с необходимостью выхода из кризиса, переживаемого компанией в силу самых разных (зависящих и не зависящих от нее самой) причин. Следует также учитывать, что зачастую процесс построения или коррекции репутации бывает обусловлен предполагаемой в будущем продажей компании и желанием максимизировать доходы, поскольку доброе имя рынком оценивается очень дорого.
Наконец, нельзя забывать о том, что репутация, наравне с имиджем, является мощным инструментом внутреннего PR. Как своеобразное "зеркальное коллективное Я" фирмы высокая репутация содействует лояльности сотрудников организации, углублению чувства принадлежности к ней, а значит, может быть использована менеджерами в качестве инструмента управленческого воздействия, связного со сплочением коллектива для достижения общих целей деятельности. Стремление принадлежать компании с высокой деловой репутацией ведет к тому, что идентификация себя с конкретной фирмой становится для него ценностной и служит регулятивом его поведения и деятельности в организации. Достигнутый эффект можно считать значимым результатом работы менеджмента средствами PR.
Итак, исходя из рассмотренных в данной главе вопросов, еще раз подчеркнем:
1. Public Relations - социальная технология, способствующая решению одной из важнейших задач современной организации – гармонизации отношений внутри компании и содействия лояльности ее сотрудников, а также обеспечение доверия со стороны ее внешних субъектов. Так же, PR способствует эффективному управлению фирмой.
2. Внутренний PR призван повышать уровень лояльности и мотивированности персонала, а значит, и эффективность его деятельности. Главное состоит в том, чтобы обеспечить соответствие целям, которые компания стремится достигнуть, выстраивая систему взаимоотношений со своей внутренней аудиторией.
3. Имидж фирмы – это совокупное общественное восприятие компании или фирмы многими людьми. В мировой практике создание имиджа своей фирмы является одной из стратегических целей управления и маркетинга.
Рассмотрев сущность, структуру и функции, а также особенности внутреннего и внешнего PR, определив их роль как инструментов управления внутренней и внешней средой организации, уточнив значение PR во внутрифирменном управлении, обратимся к опыту конкретной компании, осуществляющей свою деятельность в сфере строительного бизнеса.
Представляется значимым выяснить, насколько глубоко понимается роль PR как технологии управления отношениями внутри фирмы, в конечном счете, влияющего на эффективность деятельности организации в целом, а также выдвинуть комплекс предложений по совершенствованию практики PR применительно к конкретной строительной компании.
В достижении поставленных задач, прежде всего, определим специфику строительного бизнеса в России и осуществляемой деятельности в исследуемой нами строительной компании ООО "А".
Рынок, который предоставляет услуги по строительству, всегда считался одним из важных показателей успешной экономики страны. Так уж повелось, что если развивается и процветает строительная отрасль, то процветает и само общество.
По неофициальным данным на сегодняшний день в России более 7500 строительных компаний, в их число входят, как компании-гиганты, так и небольшие фирмы, которые каждый день ведут борьбу с конкурентами и дорожат каждым заказом. Именно на таком уровне борьба гораздо жёстче, так как маленьких компаний очень много и все они ставят перед собой главной задачей выделиться из большинства и стать замеченными общественностью. Для достижения таких результатов требуется правильная политика в области маркетинга, технологий и, конечно, PR.
Уточним некоторые жилищные моменты. Значительная доля населения России живёт, в так называемых, типовых домах. И, конечно же, каждому знакомы такие проблемы, как холодные полы, сырые стены, некачественно поставленные оконные рамы и т.п. Подобные условия проживания создают дискомфорт и даже вызывают агрессию со стороны жильцов. Потребитель предъявляет свои требования к качеству услуг строительного бизнеса, на которые компании стремятся оперативно отреагировать, позиционируя свой "продукт" как качественный, тем самым, стремясь завоевать свои целевые аудитории и составить конкуренцию другим фирмам. Строительные компании существуют в большей степени именно для таких случаев. Очевидным является вопрос о том, как сделать так в ситуации, когда предложений несметное количество, чтобы из множества предложений, потребитель выбрал и обратился за помощью именно в твою фирму? Здесь немаловажную роль играет имидж честной, надёжной строительной компании, качеству работы которой можно доверять. Именно на такие моменты, как и будет направлена деятельность PR.
Обратимся к практике конкретной строительной фирмы "А" и выявим особенности ее PR-деятельности как технологии более эффективного управления самой компанией.
Фирма "А", оказавшаяся в сфере нашего исследовательского внимания, появилась на высоко конкурентном рынке строительных услуг сравнительно недавно. Она была зарегистрирована в декабре 1999 года. Хотя фирма и является молодой, однако она сумела в первые годы своего существования зарекомендовать себя как высокопрофессиональная и стремительно развивающаяся организация.
Фирма "А" заслужила уважение и высокие оценки клиентов о проделанной ими работе. Постоянными клиентами на сегодняшний день являются как государственные учреждения, так и частные лица. За годы работы был сформулирован девиз компании, ее "визитная карточка", включающая три понятия - надёжность, качество, стабильность.
Чтобы лучше понять сферу деятельности и особенности фирмы "А", представляется необходимым обратиться к её истории. Итак, как уже было сказано, фирма была зарегистрирована в 1999 году. Изначально она представляла собой маленький офис, штат работников которой составлял рабочих разного профиля, и, что очень важно, для которых работа в фирме "А" являлась лишь дополнительным заработком. Со временем стали появляться первые заказы, в основном, это были ремонтные работы помещений.
В 2001 году поступил первый серьёзный заказ, который открыл для фирмы новые перспективы. Это был заказ на ремонтно-отделочные работы Гостиного Двора. Благодаря полученному договору фирма перешла на совершенно новый уровень, смогла расширить сферу своего влияния в сфере строительного бизнеса и стать полноценным участником конкурентного строительного рынка.