Объектом связей с общественностью также могут являться и органы власти, и общественные организации, и политические партии, и общественные движения, и средства массовой информации, и население какого-либо города и т.д.
Цели связей с общественностью вытекают из мотивов, идеалов, ценностей субъекта связей с общественностью (политического лидера, организации и др.). Цель PR, согласно С. Блэку, заключается в достижении согласия субъекта с целевой общественностью, т.е. в установлении равноправного двустороннего общения для выявления представлений или интересов обоих участников взаимодействия и достижении взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
Подчеркнем, что масштабы такого взаимодействия, направленного на развитие прочных связей с общественностью, могут быть самыми разными в зависимости от величины и характера сторон, но философия, стратегия и методы остаются очень похожими, какая бы цель ни ставилась – будь то воздействие на международное взаимопонимание или улучшение отношений между агентами и сотрудниками компании.
Главной целью PR можно назвать формирование успеха фирмы в обществе.
Маркетологи выделяют следующие цели связей с общественностью:
1. Создание индивидуальности и позиционирование объекта PR (от англ. position – положение, нахождение) – создание и поддержание понятного, благоприятного и управляемого имиджа. Если объект плохо позиционирован, а значит, будет непонятен потребителю, то потребитель выберет что-то более понятное для себя, то есть обратится к конкуренту.
2. Изменение или повышение имиджа, создание престижа и положительной репутации компании.
3. Поддержание морального состояния сотрудников, а также удержание ценных сотрудников.
4. Антиреклама (т.е. снижение имиджа), которая используется компанией в том случае, когда она не справляется с огромным притоком клиентов и не в состоянии удовлетворить потребности всех.
5. Контрреклама, которая "запускается" при снижении имиджа с целью устранения негативного отношения клиентов. Такое отношение может быть вызвано многими факторами - это и неудачная реклама, и некачественная продукция, и отдельные действия сотрудников организации и т.п.
6. Изучение внешней среды, которая может повлиять на деятельность фирмы. Сюда можно отнести изменения в политике, в общественном мнении.
В числе основных задач связей с общественностью специалисты в области PR обычно выделяют следующие:
1. Формирование образа учреждения как целостного члена общества путём обеспечения коммуникации учреждения с его социальной средой.
2. Обеспечение лидирующих позиций в конкурентной борьбе.
3. Формирование круга друзей учреждения среди авторитетных, известных людей (политики, учёные, актёры, деятели культуры).
4. Создание определённого психологического климата в самой организации.
Одной из задач PR, нацеленной в конечном итоге на гармонизацию внутрифирменных отношений, является разрешение и предотвращение кризисных ситуаций, что требует знания потенциальной опасности и планов её ликвидации на случай возникновения, что предполагает ряд действий, а именно:
- заготовку информации на "типовые" кризисные ситуации;
- тренинги руководства;
- разработку структуры оповещения;
- составление списков неформальных лидеров и др.
Наконец, определяя место PR в организационной деятельности, следует обратить особое внимание на его функции. Так, связи с общественностью призваны выполнять следующие основные функции:
- исследовательские, связанные со сбором, обработкой и анализом информации;
- планирующие, связанные с определением целей, задач и разработкой плана мероприятий по их реализации;
- организаторские, заключающиеся в участии специалиста в реализации намеченных мероприятий;
- экспертные, проявляющиеся в оценке эффективности проведённой работы и выявлении новых проблем, которые предстоит решать.
Э.А. Уткин, В.В. Баяндаев, М.Л. Баяндаева, ссылаясь на общепризнанную экономическую литературу, выделяют следующие функции связей с общественностью:
- консультирование с использованием знания законов поведения человека;
- выявление возможных тенденций, закономерностей и предсказание их последствий для конкретного предприятия и общества в целом;
- изучение общественного мнения, отношения и ожиданий со стороны общественности, разработка рекомендаций, необходимых мер по формированию мнения и удовлетворению ожиданий;
- установление и поддержание двухстороннего общения, основанного на точности используемых сведений и полной информированности;
- предотвращение конфликтов, устранение недопонимания;
- содействие формированию атмосферы взаимного уважения и социальной ответственности;
- содействие формированию доброжелательных отношений с персоналом, с поставщиками и потребителями;
- привлечение в коллектив компании квалифицированных работников, содействие в снижении текучести кадров;
- рекламирование товаров и услуг;
- создание собственного имиджа.
В связи с тем, что любая коммуникация имеет двустороннюю направленность, всю деятельность работников отдела PR можно свести к выполнению трёх основных групп функций.
Во-первых, функции сбора и анализа информации. Сюда входит:
- исследование общественного мнения, анализ статистических данных, обобщение результатов социологических, психологических, экономических и других исследований и обработка любой другой информации ("первичной" - полученной в ходе самостоятельно проведённых опросов, наблюдений и т.д., и "вторичной" - собранной кем-либо другим для аналогичных целей);
- анализ юридических, экономических и других документов;
- сканирование публикаций в прессе по важным для организации вопросам;
- контакты с журналистами, представителями органов управления, инвесторами, социальными группами, общественными движениями и т.д.;
- изучение конкретных целевых групп, составление "коллективного портрета" каждой аудитории;
- подготовка аналитических записок и рекомендаций руководству организации.
Во-вторых, функции распространения информации. Они включает в себя:
- подготовку информационных материалов (брошюр, статей, пресс-релизов и т.д.) для прессы, органов управления, инвесторов, сотрудников, клиентов;
- информирование общественности о целях и проблемах организации на пресс-конференциях, в средствах массовой информации, в почтовой корреспонденции и т.д.;
- совершенствование отношений с потребителями (участие в создании и размещении рекламы и продвижении товаров на рынок, организация специальных мероприятий);
- выявление возможных тенденций, закономерностей и предсказание их последствий для конкретного предприятия и общества в целом;
- информационное воздействие на депутатов и органы исполнительной власти для принятия более совершенных законов и решений;
- консультирование заинтересованных лиц с использованием знания законов поведения человека.
В-третьих, функции поддержания доброжелательных отношений организации, взаимодействий лидера с общественностью. Данные функции состоят в: