Во второй половине 1987 года статистическое управление Алматинской области, Алматымашинформ и ВЦ были упразднены, и на их базе было создано Алматинское областное управление статистики.
С октября 1987 года районные информационно-вычислительные станции были преобразованы в районные отделы статистики в составе Алматинского областного управления статистики.
С марта 1991 года Алматинское областное управление статистики преобразовано в Алматинское областное управление по статистике и анализу.
В июне 1999 года в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан «О реорганизации территориальных органов Агентства Республики Казахстан по статистике» управление разделено на: управление статистики (являющейся государственным органом) и информационно - статистический центр, основной функцией которого является выполнение работ по сбору, обработке статистических данных и представлении Управлению.
Все эти изменения организационной структуры органов государственной статистики сыграли положительную роль, прежде всего в том, что их работа была теснее увязана с работой органов планирования. За это время органы государственной статистики провели целый ряд работ, имевших большое государственное значение.
Централизация учета и статистики, создание машиносчетных станций, вычислительных центров, внедрение в учет и статистику вычислительной техники открыли возможность расширения программы разработки, совершенствования статистического и экономического анализа, что позволило органам государственной статистики провести весьма сложные и крупные статистические работы,
Статуправление Каз.АССР и его органы на местах провели в 1927 году десяти процентную выборочную сельскохозяйственную перепись, в этом же году было проведено большое обследование размещения и путей перекочевки казахского населения, на 15 декабря 1927 года была проведена Всесоюзная школьная перепись. В 1922 году проведена сплошная перепись совхозов и колхозов, в 1929 году - перепись мелкой промышленности. Проведены переписи скота 1934, 1935, 1936, 1938 годов, которые показали развернутую картину состояния животноводства в республике.
В 1950 - 1990 годах статистические органы Казахстана, несмотря на свою постоянную перегруженность, подготовили и провели Всесоюзные переписи населения 1959, 1970, 1979, 1989, 1999годв, а также проводились переписи жилищного фонда, оборудования, машин, плодово-ягодных насаждений и другие.
В 1960-1961 годах и 1972 -1973годах статорганы подготовили и провели инвентаризацию и переоценку основных фондов во всем народном хозяйстве, которые по своим объемам и сложностям почти равны переписи населения.
Большую работу статистические органы республики проводили по изданию для широкого круга читателей статистических сборников, официальных и отдельных сообщений на страницах печати. Периодически выпускались юбилейные и специальные статсборники, в которых приводились итоги развития экономики и культуры в республике и регионе. Часто они издавались как отраслевые и по отдельным темам.
В декабре 1992 года постановлением правительства была утверждена государственная программа по перестройке статистики первичного и бухгалтерского учета. В результате реализации этой программы была сформирована начальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства,
Правительство в рамках своей программы действий на 1998 - 2000 годы приступило к претворению в жизнь долгосрочной Стратегии Республики Казахстан - «Стратегия - 2030», в целях реализации этой программы на уровне республики и регионов предусматривается осуществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных местных органов, формирование единого информационного пространства государственного управления. Ядром единых информационных ресурсов должна стать государственная статистика [4].
Реформирование государственной статистики началось с принятия в конце 1992 года Государственной программы по перестройке статистики и первичного бухгалтерского учета.
В рамках данной программы в 1993-1996 годах были сделаны первые шаги по формированию национальной статистики в реальном секторе экономики, финансовой и банковской сферах. Был осуществлен комплекс мероприятий, заложивших основу для перехода на систему национальных счетов СНС, для создания новых для республики разделов статистики: внешнеэкономической деятельности, платежного баланса, цен (таблица 1).
Это позволило начать расчеты валового внутреннего продукта (ВВП) и других макроэкономических показателей, составление платежного баланса республики, создать сеть по регистрации цен и тарифов для развития статистики цен. Начались регулярные наблюдения за деятельностью малых предприятий и других новых рыночных структур, В этот же период был сформирован государственный регистр хозяйствующих субъектов как инструмент статистики рыночной экономики. Осуществлен переход с больших ЭВМ на персональные компьютеры.
В результате реализации программы была сформирована национальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства. В целях дальнейшего совершенствования государственной статистики на основе внедрения признанных международной практикой методов и методологии, а также современных информационных технологических средств обработки данных и публикаций, в 1996 году в соответствии с программой действий Правительства по углублению реформ была принята Программа совершенствования государственной статистики на 1996-1998 годы.
Таблица 1 - Основные итоги реформирования статистики
1992-1996 |
1996-1998 |
1999-2000 |
Заложены основы новых отраслей статистики: СНС, внешнеэкономической деятельности, платежного баланса, цен. Сформирован регистр хозяйствующих субъектов. Начато международное сотрудничество. Осуществлен переход с больших ЭВМ на ПК. |
В основном завершено формирование СНС. Улучшена система показателей во всех отраслях статистики. Осуществлен переход на централизованную обработку первичных отчетов. Начат процесс использования международных классификаторов. Использование телекоммуникационных каналов, включая Интернет. |
Внедрены три государственных классификатора (ОКЭД, КПВЭД, ОКПО). Начался переход на статистику предприятий в отраслях статистики реального сектора. Начало реформ в социальной статистике. Завершен первый этап технического перевооружения, созданы региональные ЛВС, обработка данных «клиент – сервер», начато создание сети передачи данных «район – область». |
На втором этапе реформирования статистики завершилось в основном создание системы национального счетоводства и началось реформирование отраслевых статистик на методологической основе СНС. С этой цепью осуществлен переход с отраслевых каталогов на единый Регистр хозяйствующих субъектов. При этом значительным шагом вперед стало использование современных международных классификаций видов экономической деятельности и продукции и услуг вместо устаревших общесоюзных классификаций.