Структура и штатное расписание утверждается начальником информационно-статистического центра.
Основные функции и задачи отдела:
- осуществляет организацию работы по ведению системы регистров;
- обеспечивает надежное функционирование системы регистров;
- удовлетворяет потребности органов государственной власти и управления, юридических и физических лиц в необходимых данных находящихся в компетенции отдела;
- присвоение идентификационного кода (ОКПО) с выдачей статистической карточки юридическим и неюридическим лицам (представительствам и филиалам) с занесением в Административный регистр;
- своевременное внесение изменений в Административный регистр на основании извещений из органов юстиции;
- ликвидация субъектов из базы Административного регистра на основании извещений о ликвидации из органов юстиции;
- ведение регистра индивидуальных предпринимателей на основании списков зарегистрированных предпринимателей, представляемых районными налоговыми комитетами;
- ввод анкет для предприятий (фирм, организаций) и получение актуализированного территориального раздела статистического регистра;
- ведение журнала местных единиц на основании заявок отраслевых отделов по статистике;
- написание вспомогательного программного обеспечения для актуализации территориального раздела Административного регистра;
- оказание справочно-информационных услуг на основании запросов от частных и юридических лиц, КНБ, органов УВД и тому подобного;
- оказание отраслевым отделам консультативных и прочих услуг по действующим классификаторам и хозяйствующим субъектам по Алматинской области;
- обеспечивает своевременное представление изменений по регистрам на республиканский уровень.
Отдел статистики индустриального сектора экономики и домашнего хозяйства является самостоятельным структурным подразделением Управления статистики Алматинской области осуществляющим организацию статистики, учета, отчетности и анализа по промышленности, строительству и домашнему хозяйству.
Отдел несет ответственность за своевременное обеспечение пользователей в установленном порядке достоверной статистической информацией о развитии промышленности, строительства и домашнего хозяйства на областном и районных уровнях на основе единой общегосударственной методологии.
Основными задачами отдела являются:
- организация и осуществление работ по разработке показателей статистики промышленности, капитального строительства и домашнего хозяйства, на этой основе улучшение обеспечения местных руководящих органов необходимыми статистическими материалами;
- экономический анализ эффективности производства и инвестиционных вложений, всестороннего исследования демографических групп населения;
- исследование происходящих преобразований в промышленности и капитальном строительстве области, обобщение и прогнозирование тенденций развития в этих отраслях, выявление резервов в целях повышения эффективности общественного производства, разработка предложений, вытекающих из результатов экономического анализа;
- повышение оперативности и достоверности статистической информации на базе новой технологии, основанной на широком применении современных средств вычислительной техники;
- организация сбора, обработки и представления научно-обоснованной статистической информации по показателям промышленности, капитального строительства и инвестициям, домашнего хозяйства;
- систематическое изучение и анализ процессов социально-экономического развития в промышленности, строительстве и домашнем хозяйстве [9].
Каждый из перечисленных отделов ведет сбор специфических данных. Автор далее остановится на рассмотрении деятельности одного из отделов.
Республика Казахстан, находясь на пути становления рыночной экономики, полностью отошла от планово-распределительной системы, идеология авторитарного регулирования доходов населения ушла в прошлое. На нынешнем этапе развития в Казахстане осуществляется дифференцированная политика формирования доходов населения.
Для исследования влияния, которое переход к рыночным отношениям оказывает на уровень жизни в республике, необходима система дополнительных статистических показателей и новых методологий, позволяющих адекватно оценить происходящие в стране процессы. Такая система показателей должна быть создана и использована, в частности, для статистического обследования сектора домашних хозяйств, перед которым сейчас стоят две основные задачи: совершенствование методов статистического наблюдения и совершенствование методологии и системы показателей уровня жизни и одного из ее проявлений – бедности.
Статистика текущих обследований домашних хозяйств – это одно из направлений социально- экономической статистики. Ее основная цель состоит в изучении уровня жизни населения республики.
Используемая в настоящее время программа обследования домашних хозяйств (применяемая уже довольно давно) представляет собой систему балансового учета поступления и расходования средств (денежных и натуральных) в хозяйстве за календарный месяц. Это обследование позволяет получить информацию об уровне доходов и расходов населения и ряд других показателей, главным образом, о материальном благосостоянии членов домашнего хозяйства [10].
Существует четыре подхода к обследованию домашних хозяйств.
Первый - с точки зрения доходов и расходов и их баланса как показателя уровня жизни населения. К положительным аспектам данного подхода относится то, что доходы и расходы можно измерить математически, то есть это точные показатели. Но с другой стороны чаще всего получается преувеличение денежной формы, что выражает только товарно-денежные отношения. Кроме того, стоит проблема откровенности (склонность скрыть доходы, особенно большие).
Второй – потребление как более надежный показатель в странах с довольно высокой долей домашнего производства (к коим относится и Казахстан) и с менее развитой сетью товарно-денежных отношений. Преимущество этого подхода в том, что учитывается наличие участка и скота, домашнее производство, бартер. Проблема состоит в том, что возникает сложность выразить потребление в одинаковой численной форме, найти общую единицу измерения, пересчитать все в деньги.
Третий – строится на основе комплексных, уже обобщенных показателей. Включает в себя индекс человеческого развития, который, как более комплексный показатель уровня жизни населения, интегрирует в себе:
- ожидаемую продолжительность жизни (отражаются состояние здоровья, косвенно положение в области здравоохранения и окружающей среды, уровень удовлетворения вовремя основных потребностей);
- образовательный уровень населения (отражается доступность получения знаний);
- доход на душу населения (доля от ВВП, то есть отражаются экономические показатели).
Плюс данного подхода состоит в том, что уровень жизни определяется не только материально. Здоровье, экология, образование как важные показатели включены. К минусам можно отнести то, что это слишком комплексный и обобщенный показатель, годится для описания уровня жизни страны или регионов или больших групп людей, прежде всего в целях сравнения. Плохо подходит для дифференциации (доходов, состояния здоровья, уровня образования).