Территориальная структура национальной статистической организации, доставшаяся Казахстану в наследство от бывшего Советского Союза, имела ряд недостатков:
- предполагала поэтапную обработку статистических данных с получением сводов на каждом уровне (районе, области, страны в целом). Это не позволяло контролировать правильность агрегации данных на предыдущем уровне, а также проводить необходимые дорасчеты на полноту охвата. В настоящее время, в связи с внедрением новых методов и технологий сбора и обработки данных, этот недостаток на районном уровне практически снят;
- своды для районного уровня делаются на областном уровне централизовано. То же самое справедливо и для областного уровня: расчеты данных по области делаются на республиканском уровне с учетом всех досрасчетов на основе первичных данных, представленных территориальным органом статистики;
- ограничивала возможности совершенствования технической подготовки персонала в связи с тем, что необходимо было готовить высококвалифицированных специалистов по каждой отрасли статистики для каждого территориального органа по всем уровням. Эта проблема в настоящее время снята для районного уровня, поскольку весь находящийся на этом уровне персонал является по существу полевыми работниками, занимающимися только сбором статистических данных;
- приводила к увеличению себестоимости статистических работ и снижению эффективности всей системы статистического наблюдения. В настоящее время районные подразделения областных органов статистики не являются самостоятельными юридическими лицами, что не требует расходов на содержание функционального персонала. Доля же функционального персонала в целом по области составляет порядка 10-12 процентов лимита персонала ИСЦ.
Наряду с недостатками, влияние которых все более уменьшается, современная территориальная структура Агентства Республики Казахстан по статистике имеет и ряд достоинств:
- она позволяет работать с большей частью респондентов в непосредственном контакте, а не через почту, что очень важно в условиях быстро растущего числа хозяйствующих субъектов и обширной территории Казахстана, когда отдельные хозяйствующие субъекты разделены большими расстояниями даже в пределах одного района. До тех пор, пока процесс образования и ликвидации хозяйствующих субъектов не стабилизируется и не будет отработана возможность получения данных от респондентов электронным способом, работа с респондентами в непосредственном контакте является наиболее эффективной с точки зрения качества статистических отчетов и своевременности их представления;
- она позволяет оперативно обеспечивать исполнительные местные органы на всех уровнях требуемой статистической информацией. Необходимость в этом связана с повышением роли исполнительных местных органов государственного управления в реализации республиканских и региональных программ.
Миссия государственных территориальных статистических служб заключается в обеспечении сбора и обработки статистической информации в регионе, ее представлении на республиканский уровень и обеспечении потребностей местных органов власти, деловых кругов и общественности в объективной статистической информации.
Следует ожидать, что на довольно длительном переходном периоде роль государственных территориальных статистических служб для местных органов государственного управления будет особенно значима. Это связано с тем, что Правительство, начиная с 1998 года, в рамках трехлетних программ приступило к претворению в жизнь долгосрочной «Стратегии 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В целях реализации трехлетних планов на уровне республики и регионов предусматривается осуществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных местных органов, формирование единого информационного пространства государственного управления. Ядром единых информационных ресурсов должна стать государственная статистика.
В перспективе различные факторы по-разному будут влиять на роль государственных территориальных статистических служб. В конечном итоге их структура может радикально измениться. Все факторы можно разбить на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним факторам можно отнести:
- техническое оснащение и переоснащение территориальных статистических служб, и изменение технологии сбора, обработки и представления данных;
- переход к выборочным методам статистического наблюдения;
- перераспределение функций между статистическими службами разных уровней.
К внешним факторам относятся следующие:
- повышение роли исполнительных местных органов государственного управления в реализации программ и планов, что вызывает потребность в оперативном получении объективной статистической информации;
- резкое увеличение числа объектов статистического наблюдения в связи с развитием предпринимательства, в особенности малого;
- ухудшение отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов.
В 1995 году государственные органы статистики в условиях отсутствия запасных частей к большим ЭВМ серии ЕС были вынуждены прекратить обработку данных на них и сразу же столкнулись с проблемой обработки статистической информации. Имеющиеся в то время персональные компьютеры типа "Искра-226" и IBM XT и AT были маломощными, а их количество было явно недостаточным. Это приводило к тому, что на обработку данных составлялись круглосуточные графики работы на персональных ЭВМ, а ряд статистических отчетов обрабатывался с использованием специальных разработочных таблиц на обычных настольных калькуляторах.
Первый этап технического переоснащения государственных органов статистики был осуществлен в рамках полученного во втором полугодии 1998 года займа Всемирного Банка на сумму 2,3 млн. долларов США. Это позволило в 1999 году получить средства вычислительной техники и расширить локальную вычислительную сеть (ЛВС) в Агентстве по статистике и его ИВЦ с подключением практически всех рабочих мест, а также создать и внедрить ЛВС во всех территориальных статистических органах. В текущем году завершается техническое переоснащение Агентства по статистике за счет средств этого займа на оставшуюся сумму в пределах 200 тыс. долларов США.
Были внедрены новые информационные технологии: «клиент-сервер», Интернет и Интранет. Осваиваются передовые технологии доступа к базам данных, интеллектуального анализа данных, организации сети передачи данных в звене «район-область».
Однако техническая оснащенность государственной статистики остается пока еще недостаточной. Только на республиканском уровне оснащенность компьютерами приближается к полной. На областном уровне она составляет около одной трети, а на районном - только в каждом пятом райстате есть компьютеры. Поэтому в ИСЦ регионов сохраняются почасовые графики обработки статистической информации, а в пиковые периоды - и по сменам. Следует учесть также, что компьютерная техника очень быстро устаревает. Поэтому, в целях дальнейшего развития технической базы государственной статистики подготовлен проект по второму этапу технического и программно-технологического перевооружения государственной статистики.