рефераты по менеджменту

Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистики

Страница
24

Статагентство в текущем году является администратором шести бюджетных программ. Среди этих программ две непосредственно (целе­вые программы) и две косвенно (функциональные программы) связаны с отдельными приоритетами долгосрочной Программы. На следующий год вне­сено предложение еще по трем целевым програм­мам (таблица 10).

Таблица 10 - Финансовое обеспечение программ

Приоритеты Программы

Целевые бюджетные программы

2000

2001

Классификаторы

   

Регистры

   

Методы статистического наблюдения

Прикладные научные исследования

Прикладные научные исследования

Система показателей

Анализ

Информационные технологии

 

Системы централизо­ванной обработки

Публикации

   

Кадры

Кадры

Кадры

 

Перепись населения

Сельскохозяйственная перепись

Перепись населения

Указанный подход усиливает внимание к финансо­вому обеспечению наших Программ и планов. Раньше детальное финансовое обоснование требо­валось только для текущего плана статистических работ. Для долгосрочных Программ определялась только примерная общая оценка ожидаемых зат­рат. При этом, в связи с дефицитом бюджета, це­левое выделение средств на выполнение Програм­мы, как правило, не осуществлялось и мероприя­тия выполнялись в рамках текущего финансирова­ния. В этих условиях неоценимое значение для статистики имели проекты «ТАСИС».

С цепью приведения действующей системы пла­нирования в соответствие с принципами бюджет­ного планирования нам потребуется:

рассматривать планируемые мероприятия в ком­плексе "ресурсы-результаты";

сопоставлять ожидаемые результаты с суммар­ными затратами из всех источников (госбюджет, международные проекты, гранты и др.);

определять наиболее эффективные направления использования выделенного лимита бюджетных средств;

планировать ресурсное обеспечение наших Прог­рамм на более длительный срок.

Если раньше в Министерство финансов представ­лялось обоснование затрат только на предстоящий год, то начиная с текущего года обоснование по­требности в финансировании составляется на сред­несрочный (трехлетний) период.

Таким образом, предполагается и дальше уде­лять большое внимание планированию, как важно­му инструменту организации и реформирования статистической деятельности [5].

Пути совершенствования и развития управления сбором и обобщением статистических данных

Для улучшения работы в области государственной статистики необходим переход от функциональной (отрасле­вой) статистики к институциональной, или статисти­ке предприятий. Статистика предприятий - это методологический подход к сбору и обработке дан­ных о производстве товаров и услуг, при котором экономические процессы изучаются с точки зре­ния объектов, а не самого процесса. Институцио­нальный подход широко используется в странах с рыночной экономикой, так как позволяет получать ка­чественные статистические данные в условиях боль­шого числа хозяйствующих субъектов.

Для внедрения статистики предприятий требует­ся большая подготовительная работа: создать ре­гистр предприятий, содержащий актуальный и пол­ный набор статистических единиц наблюдения, вне­дрить международные классификации видов деятель­ности, продукции и услуг, освоить методику опреде­ления основного вида деятельности предприятия (с учетом отраслевой специфики), освоить методику проведения выборочных обследований, разработать новые формы отчетности и схемы ее сбора и другое.

Внедрение статистики предприятий уже началось еще в рамках первой программы совершенствования статистики (1992-1996года). В настоящее время основные элемен­ты статистики предприятий осваиваются, и до 2005 года планируется завершить переход на институциональ­ную статистику. При этом сфера применения фун­кциональной статистики будет ограничена теми отраслями статистики, в которых применение ста­тистики предприятий не целесообразно.

Среди крупномасштабных мероприятий особое место занимает первая национальная перепись в области сельского хозяйства. Последняя сельскохо­зяйственная перепись была проведена в Советс­ком Союзе еще в 20-х годах. В этой связи сельскохозяйственная пе­репись является особенно актуальной. Результаты такой переписи необходимы для проведения эф­фективной государственной политики в агропро­мышленном комплексе.

В 2000 году проводилась выборочная про­верка учета в похозяйственных книгах, который ведется сельскими и аульными акиматами. А с этого года вводится улучшенный макет книги похозяйственного учета, которая, как и прежняя, будет служить пять лет. Данная книга является одним из основных источников статистической ин­формации о социально-экономическом положении сельчан. Поэтому качество учета в похозяйственных книгах имеет большое значение для достовер­ности статистики сельского хозяйства.

Важной работой является создание Регистра населения. Материалы переписи населения обычно используются в течение десяти лет. Однако уже на второй год после проведения переписи достовер­ность информации начинает снижаться и через десятилетие необходимо проводить новую пере­пись. Стоимость национальных переписей очень высока и многие страны стремятся решить пробле­му учета населения через создание современных регистров. Например, в Норвегии создан не только регистр населения, но даже регистр крупного рога­того скота. Каждая корова, которая рождается, получает свой идентификационный код.

Стоимость ведения регистров несравнимо ниже, чем проведение переписей. Но в отличие от пере­писей регистры позволяют ежегодно иметь полную и достоверную информацию о населении страны.

Чтобы снизить затраты на создание регистра населения, важно начать эту работу сейчас, пока материалы последней переписи населения имеют высокую степень достоверности. Первые шаги по созданию регистра населения уже предпринимают­ся. В этом году проведена выборочная проверка состояния учета актов гражданского состояния, ко­торые заполняются органами Загса, подведомствен­ными Министерству юстиции. В дальнейшем в рабо­ту по созданию регистра населения надо вовлечь другие государственные органы. В целом, это крупномасштабная работа, которая окажет позитив­ное влияние на многие сферы учета и регистрации в системе государственного управления.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту