В Современное состояние планирования статистики в основном обеспечивает организацию и управление статистической деятельностью на всех уровнях. Система планирования включает долгосрочные, среднесрочные и текущие планы. Долгосрочное планирование представлено Программой совершенствования государственной статистики, которая согласовывается со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждается постановлением Правительства. Программа разрабатывается на период не менее 3-х лет и содержит основные мероприятия по каждому из приоритетных направлений статистической деятельности.
Исполнителями Программы являются все заинтересованные министерства и ведомства, национальный Банк.
В целях выполнения Программы ежегодно разрабатывается организационный план, в котором по каждому мероприятию, предусмотренному Программой, указывается, что именно должно быть сделано в отчетном году. Таким образом, по мероприятиям, выполнение которых запланировано на несколько лет ежегодно планируется выполнение очередного этапа работ. Отчет о выполнении организационного плана представляется Правительству.
Среднесрочное планирование в основном направлено на решение отдельных важных вопросов межотраслевого характера и представлено планами действий Правительства, Например, в текущем году на основе Плана действий Правительства на период 2000-2002 годы были выполнены такие мероприятия, как подготовка и распространение через Интернет метаданных по системе GDDS, внедрение единых идентификационных кодов предприятий, которые используются в статистическом регистре, в базы данных других министерств, передача от органов статистики Национальному Банку функций по сбору данных по платежному балансу и др.
Текущее планирование наряду с ежегодными планами по выполнению Программы совершенствования включает ежегодные производственные планы по проведению статистических наблюдений. Эти планы также согласовываются с министерствами и ведомствами и утверждаются Правительством. Производственные планы являются основной для планирования работы Информационно-вычислительного центра и региональных органов статистики.
Действующая система планирования наряду с отмеченными достоинствами имеет и недостатки. В частности, долгосрочное планирование в условиях переходного периода является сложной задачей и уже через год, как правило, возникает потребность внесения определенных изменений и дополнения в Программу.
На наш взгляд, можно улучшить действующую систему планирования, если отработать механизм увязки работ в рамках международных проектов с нашими Программами и планами. В таблице 8 показана текущая ситуация соответствия проектов «ТАСИС» приоритетным направлениям действующей Программы. В целом соответствие имеется, Но практически при разработке Программы не было полной информации о том, какие проекты, на какой срок и с каким финансированием будут действовать в период до 2005 года. Было бы полезно обеспечить координацию между периодами действия Программ и циклами проведения проектов «ТАСИС». С другой стороны, планирование в рамках каждого проекта «ТАСИС» осуществляется автономно, при этом задачи Программы и ориентация разных проектов на достижение общей цели не всегда учитываются в полной мере.
Аналогичная ситуация складывается с планированием прикладных научных исследований. Практически план научно-исследовательских работ разрабатывается автономно без достаточного анализа потребностей Программы. Соответствие тем исследований приоритетам программы показано в таблице 9.
Таблица 8 - Приоритеты Программ совершенствования государственной статистики в РК на 1999-2005 годы и проекты ТАСИС
Приоритеты Программы |
Проекты ТАСИС | |
Классификации |
Стандарты и классификации | |
Регистры |
Регистр | |
Методы статистического наблюдения и переход на статистику предприятий |
Статистика предприятий Структурная статистика |
Региональная структура статсистемы |
Система показателей |
Услуги Транспорт и коммуникации Внешняя торговля Инвестиции Тенденции деловой активности Теневая экономика Социальная статистика Рынок труда | |
Анализ | ||
Информационные технологии |
Информационные технологии | |
Публикации |
Публикации и распространение данных | |
Кадры |
Центр обучения |
Таблица 9 - Приоритеты совершенствования государственной статистики и темы научных исследований
Приоритеты Программы |
Научно – исследовательские работы |
Классификации . | |
Регистры | |
Методы статистического наблюдения и переход на статистику предприятий |
Проект перехода к институциональной статистике Выборочные обследования |
Система показателей |
Баланс трудовых ресурсов Экология Межотраслевой баланс Шкалы для исчисления доходов, расходов, потребления Оценка бедности Строительство Скрытые объемы товарооборота Баланс сельхозпродукции |
Анализ | |
Информационные технологии | |
Публикации | |
Кадры | |
Регистр населения Влияние сезонных составляющих на цены |
Важным стимулом к пересмотру действующей системы планирования является внедрение в нашей республике новых принципов бюджетного планирования. Расходы бюджета при этом подразделяются на целевые и функциональные. В свою очередь, целевые расходы подразделяются на капитальные и текущие. Такой подход позволяет выделить и финансировать в виде отдельной бюджетной программы затраты на выполнение приоритетных работ, предусмотренных Программой совершенствования статистики.