ВВЕДЕНИЕ
Для статистической практики Казахстана и стран СНГ в последние годы важнейшим вопросом стало адекватное информационное отражение новых социально-экономических явлений. Сюда, в частности, относится организация получения и анализ данных, характеризующих изменение форм собственности и процесс приватизации, негосударственную занятость населения и безработицу, деятельность рыночных финансово-кредитных структур и коренное реформирование налоговой системы, новые виды миграции граждан и поддержку возникших малоимущих социальных групп, а также многое другое. Кроме того, в целях отслеживания внедрения рыночных отношений и складывающихся реалий серьезной корректировки, потребовали системы показателей, сбор и разработка данных в традиционных областях статистического наблюдения: по учету основных результатов промышленного и сельскохозяйственного производства, внутренней и внешней торговли, деятельности объектов социальной сферы и т.д. Вместе с тем, насущная необходимость получения адекватной и однозначной информации в настоящее время систематически возрастает.
Актуальность темы работы определяется необходимостью реформирования государственной статистики с целью повышения качества выходящих данных, их достоверности и доступности.
Официальная статистика представляет собой важный инструмент формирования демократического общества со свободной рыночной экономикой.
Роль статистики все более и более повышается, что связано с нарастанием темпов экономических преобразований в стране, усложнением решаемых задач, ростом общественно-политической активности.
Уникальная, по-своему, статистика действовала в Советском Союзе. Она имела как бы два уровня. Первый, зачастую строго засекреченный, включал в себя сбор и анализ информации о действительном положении дел в государстве для узкого круга политического руководства. Второй, препарированный, ярко раскрашенный, носящий тональность победных реляций – для «широких масс трудящихся», как тогда говорили. Именно к той статистике применимо известное ироническое высказывание английского государственного деятеля и писателя Г. Дизраэли: «Имеются три рода лжи: ложь, наглая ложь и статистика».
С обретением Казахстаном независимости картина в корне изменилась. Да и не могло быть иначе. Для успешного осуществления кардинальных перемен в экономике страны, социально-политической реформы нужны объективные, позволяющие выстраивать выверенную стратегию и тактику, данные. В соответствии с требованиями времени реформировалась и продолжает реформироваться статистическая служба Казахстана.
Цель данной работы – рассмотреть процесс организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистики.
Общая цель достигается путем решения следующих частных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты сбора и обобщения статистических данных, этапы его проведения, цель, программа, формы, способы, виды и ошибки;
- изучить проблемы сбора и обобщения статистических данных в Республике Казахстан путем обзора истории статистической деятельности в республике, анализа итогов реформирования статистики, роли статистики в эффективном менеджменте, развития региональных структур;
- выявить и обобщить опыт работы Алматинского областного управления статистики, как регионального подразделения, его департаментализация, деятельность на примере одного из отделов, роль планирования в статистической деятельности;
- дать практические рекомендации по улучшению работы в области государственной статистики.
При выполнении данной дипломной работы использовались следующие программные средства пакета MicroSoft Office: MicroSoft Word, MicroSoft Excel.
Для исследования социально-экономических явлений и процессов общественной жизни следует прежде всего собрать о них необходимые сведения – статистические данные. Под статистическими данными (информацией) понимают совокупность количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, полученных в результате статистического наблюдения, их обработки или соответствующих расчетов.
Статистическая информация необходима и государственным органам управления, и частным предпринимателям. Так, данные об экономическом положении в стране, о существующей покупательной способности населения, его составе и численности, рентабельности предприятий различных отраслей народного хозяйства, динамике безработицы, об изменении индексов цен на отдельные товары нужны государственным службам для совершенствования системы налогообложения предприятий и частных лиц, внесения изменений в таможенную и инвестиционную политику, разработки мер по социальной защите различных слоев населения. Эти же сведения требуются и частным предпринимателям для планирования и организации производства.
Основными свойствами статистической информации являются ее массовость и стабильность. Первая черта связана с особенностями предмета исследования статистики как науки, а вторая – говорит о том, что однажды собранная информация остается неизменной и, следовательно, имеет способность устаревать. Поэтому и выводы о состоянии и развитии явления, сделанные на основе анализа информации, полученной несколько лет назад, могут быть неполными и даже неверными.
Важной частью любого статистического исследования является статистическое наблюдение.
Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.
Примером статистического наблюдения являются опросы общественного мнения, которые особенно популярны стали в Казахстане в последние годы. Такое наблюдение предпринимается с целью выявления отношения людей к некоторым представляющим интерес вопросам или спорным событиям. Изучение общественного мнения входит в основу общей системы исследования рынка и является его важной составной частью. Такое наблюдение требует опроса ряда лиц по заранее определенной программе.
Сбор и обобщение статистических данных может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.
Процесс проведения сбора и обобщения статистических данных включает следующие этапы:
- подготовка наблюдения;
- проведение массового сбора данных;
- подготовка данных к автоматизированной обработке;
- разработка предложений по совершенствованию статистических работ.
Любое статистическое обследование требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.
Подготовка статистического наблюдения – процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта исследования, состава признаков, подлежащих регистрации, разработка документов для сбора данных, выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.