Статагентство в настоящее время готовит организационный план создания регистра населения, определяет объемы ресурсов, которые потребуются для проведения этой работы, и необходимые законодательные нормы, которые надо будет принять. В рамках совершенствования государственной статистики на 1999-2005 годы должны быть выдвинуты новые задачи и требования к предоставлению статистической информации, приоритетными из которых являются:
- внедрение системы национальных статистических классификаций;
- совершенствование методов статистического наблюдения и переход на статистику предприятий;
- совершенствование комплексного анализа социально-экономического развития регионов;
- внедрение новых информационных технологий сбора и разработки статистической информации;
- совершенствование системы публикаций и распространения статистических данных;
- совершенствование и повышение уровня знаний кадров в области статистики и информационных технологий.
Улучшение качества статистической информации - одна из главных задач деятельности всех статорганов, особенно регионального звена. Это связано с обеспечением пользователей достоверными статданными, характеризующими объективную ситуацию в стране, ее регионах в период становления и развития рыночных отношений.
В настоящее время в вопросах обеспечения качества статинформации, благодаря внедрению компьютерной техники и новых информационных технологий постигнуты определенные успехи, однако, многое еще предстоит сделать в этом направлении.
Автор видит следующие основные направления в этой деятельности:
- Это, прежде всего, обеспечение полноты охвата хозяйствующих субъектов статочтетностью. Решение этого вопроса во многом зависит от качества статистического регистра, насколько он актуализирован и систематизирован. Далее, это переход к статистике предприятий.
- Пересмотр и совершенствование форм статотчетностей и системы показателей, удовлетворяющих потребности пользователей.
- Повышение актуальности и оперативности. Вопрос этот очень сложный, связанный с необходимостью сокращения сроков сбора, разработки и выпуска статинформации, так как, если информация за предыдущий год представляется во второй половине текущего года, то она естественно теряет свою актуальность и значимость. В связи с этим местные органы управления, в основном, пользуются оперативными статистическими данными, а если таковых по отдельным показателям нет, то запрашивают их через районные акиматы.
- Точность, достоверность и объективность информации, которые не всегда обеспечиваются как по объективным, так и субъективным причинам. Это получение заведомо искаженной первичной информации.
Если в советское время предприятия старались завышать показатели с цепью сглаживания негативной экономической ситуации, то теперь возникла проблема их занижения респондентами с цепью сокращения налоговых платежей. Кроме того, существует проблема учета теневой экономики.
Надо предусмотреть наиболее полное обеспечение органов управления, деловых кругов и общественности объективной статистической информацией о социально-экономическом развитии как страны в целом, так и ее регионов.
Поэтому, одной из важнейших функций статорганов является поддержание регулярных отношений со средствами массовой информации (СМИ).
Если раньше доступ к социально-экономической информации имели, в основном, органы государственного управления и партийные органы, то сейчас статинформация одинаково доступна как для вышеназванных органов, официальных СМИ, так и для коммерческих структур и других пользователей из частного сектора. Всем им предоставляется любая информация открытого характера.
Необходимо продолжить проведение работ по переходу на международные классификации в отдельных отраслях статистики, в частности, в области образования, здравоохранения, труда и так далее. Это важное направление работ межотраслевого характера. Здесь необходимо участие всех заинтересованных министерств и ведомств.
В связи с расширением использования некоммерческих источников энергии (незарегистрированные источники энергии, самообеспечивающиеся домашние хозяйства, организации) необходимо решить статистические проблемы в части совершенствования системы учета и отчетности, а также охвата энергетической статистики,
В целях дальнейшего развития технической базы государственной статистики подготовить проект бюджетной программы технического и программно-технологического перевооружения статистики. В силу выполняемых функций техническая оснащенность органов государственной статистики должна быть показателем уровня компьютеризации и использования передовых телекоммуникационных технологий, достигнутого в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основание данной работы автор делает нижеследующие выводы.
Статистика как практическая деятельность относится к периоду образования классового общества и государства. В России учет населения начался при Петре Первом в 1724 году. До 1917 года в Казахстане не было единой статистической организации, следовательно, не велись регулярные статистические работы. В советский период статистические органы республики должны были стать органами социалистического строительства, проверки, контроля, учета.
В декабре 1992 года была утверждена программа по перестройке статистики, результатом которой стало формирование статистической системы, соответствующей статусу независимого государства. В рамках данной программы в 1992-1996 годах были сделаны первые шаги по формированию национальной статистики в реальном секторе экономики, финансовой и банковской сферы. На втором этапе реформирования статистики (1996-1998 года) завершилось в основном создание системы национального счетоводства и началось реформирование отраслевых статистик на методологической основе Системы национальных счетов (СНС). В рамках третьего этапа программы (1999-2005 года) выдвинуты новые задачи, в частности внедрение новых информационных технологий, совершенствование комплексного анализа, улучшение методов статистических наблюдений и прочее. Причем это реформирование идет не ради самого процесса (есть статистика ради статистики). Чтобы выжить и развиваться дальше предприятиям республики необходимо иметь полную и объективную картину происходящих явлений во внешней среде. Без наличия определенных статистических данных ни один уровень управления не может сделать правильный выбор своих дальнейших действий. В странах переходного периода реформирование официальной статистики сопровождается повышением ее роли в информационном обеспечении потребностей общества, что приводит к преобразованиям в системе органов государственной статистики, в том числе их структуры на региональном уровне. Перенос тяжести реформ с республиканского на областной уровень будет объективно повышать роль территориальных статистических служб.
Так как Алматинское областное управление статистики является подразделением областного уровня, все вышеизложенное применимо к данной организации. Успехи, достигнутые казахстанскими статистиками, в значительной степени обусловлены тем, что проведение реформ основывалось на програмно-целевом планировании и при этом уделялось должное внимание всем видам планирования – от стратегических до текущих.