|
|
Рис.2.2. Модель пяти конкурентных сил
Сила входа возможных конкурентов оказывает сильное давление на конкурентную среду отрасли и интенсивность конкуренции. Барьеры для выхода оценены как умеренные. А в сочетании с большой привлекательностью отрасли это создает силу с очень сильным действием.
К тому же по прогнозам ведущих СМИ Санкт-Петербурга очень сильна угроза выхода на рынок фирм с иностранным капиталом. Так по оценкам аналитиков газеты «Деловой Петербург» (№ 9 от 26.12.2009.) ожидает выход на рынок, по крайней мере, трех компаний с иностранным капиталом, что рассмотрено при анализе общей ситуации в отрасли. Иностранные компании имеют большие финансовые ресурсы, опыт и за счет этого возможности установить лидерство в издержках. Таким образом, они является серьезными конкурентами даже для ветеранов рынка, работающих в отрасли многие годы. Российские компании, входящие на рынок, не обладают такими преимуществами, и не составляют важный элемент конкурентной борьбы.
Сила давления со стороны поставщиков оценена как слабая, потому что на авторынке большой выбор автотоваров различного производства и поставщики поставляют стандартизированную продукцию, которую можно приобрести на открытом рынке у огромного числа поставщиков с достаточными возможностями для выполнения заказов. В такой ситуации относительно просто получить все, что нужно по списку поставщиков, разделив покупки между несколькими из них для создания оживленной конкуренции.
Конкурентное давление со стороны заменителей отсутствует. Так как в качестве заменителей услуг универсального автомагазина могут выступить услуги оказываемые другими продавцами (оптовыми рынками, магазинами), данная возможность оценена при определении рыночных позиций конкурентов.
Анализируя построенную «модель пять сил» можно сделать следующий вывод: фактически существуют две силы, которые оказывают влияние на характер конкуренции на исследуемом рынке: сила, создаваемая рыночной властью покупателей и сила потенциального входа конкурентов.
Определение рыночных позиций конкурентов
Один из методов установления конкурентных позиций участников рынка - построение «карты стратегических групп конкурентов». Данный метод подробно был описан Майклом Портером. Для построения карты стратегических групп конкурентов для рынка автотоваров Санкт-Петербурга использованы следующие критерии и обозначения: по оси у - уровень цены, качества обслуживания, дополнительного сервиса; по оси х - диапазон ассортимента. Радиус окружности каждой группы пропорционален доле в общем объеме выручки от продаж в отрасли. Результат построения карты показан на рис. 2.3.
.
Рис.2.3. Карта стратегических групп конкурентов
В соответствии с картой стратегических групп конкурентов, приведем основные признаки, характеризующие каждую группу.
Таблица 2.4
Основные черты основных стратегических групп конкурентов
Группа |
Сегмент потребителей |
Площадь торгового объекта |
Ассортимент товаров и услуг |
Доля в общем объеме выручки по отрасли |
Оптово-розничная торговля (склады, рынки) |
С низким и средним доходом |
Различная до 5000 кв.м |
Средний ассортимент товаров |
40% |
Автомагазины площадью до 1000 кв.м |
Со средним доходом |
До 1000 кв.м |
Средний ассортимент товаров, редко дополнительные услуги |
35% |
Автомагазины площадью от 1000 кв.м (в т.ч. магазины самообслуживания со сходными характеристиками) |
Со средним или выше среднего уровнем дохода |
От 1000 кв.м. |
Большой ассортимент товаров, широкий спектр дополнительных услуг. |
25% |
На карте видно, что жесткая конкурентная борьба идет между всеми категориями групп.
Основной конкурент ООО «Автоцентр» - ООО «АЦР» работает на рынке Санкт-петребурга с 1990 года. В автоцентре ООО «АЦР» работает квалифицированный персонал, который без проблем, быстро и гарантированно помогает выбрать автомобиль или любой другой товар, идеально отвечающий клиентским требованиям.
В авторизованном сервисном центре компании площадью 1950 м кв., имеются:
- интерактивная приемка на три автомобиля, оснащенная плунжерными подъемниками Nussbaum и тормозным стендом Maha.
- участок технического обслуживания и ремонта на 15 постов, включая 3D-стенд сход-развала Hunter.
- высокопроизводительный малярно-кузовной участок с двумя окрасочными камерами и четырьмя зонами подготовки Novaverta.
- современная, не повреждающая лакокрасочное покрытие круглосуточная мойка Tamermatic, производительностью 64 автомобиля в час.
- 2 поста ручной мойки с возможностью полной уборки автомобиля.