Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов сомневается, что в 2010 г. произойдет падение продаж как иномарок, так и отечественных автомобилей. Вся маркетинговая политика компаний будет направлена на максимальное стимулирование продаж автомобилей, поэтому останутся и скидки, и акции, и прочие мероприятия.
2.1.2 Ближайшее окружение ООО «Автоцентр»
Для исследования отрасли розничной торговли автотоварами в Санкт-Петербурге использовались следующие источники данных:
1. Первичные данные; данные о состоянии отрасли, полученные методом полевых наблюдений.
2. Вторичные данные: данные Госкомстата, официальные данные административных органов СПб, данные Петербургских СМИ, данные маркетинговых исследований, проведенных для других целей, но содержащие необходимую информацию.
Результаты маркетинговых исследований сведены в таблицы и приведены ниже.
Анализ ситуации в отрасли производится по трем направлениям: анализ общей ситуации, анализ конкурентной ситуации, изучение потребителей.
Экономические черты. Емкость рынка:
Оборот розничной торговли в 2009 году составил 116,5 млрд. рублей; доля универсальных магазинов в обороте розничной торговли в 2009 году - 15% это составляет 17 475 млрд. рублей.
Масштаб конкуренции:
Специфика товаров для автомобилистов позволяет рассчитывать на покупателей из соседнего района или с другого конца города, поэтому конкуренция очень велика. Однако выгодное местоположение, огромный ассортимент товарной продукции, приемлемые цены, гарантия качества и положительная репутация, которая завоевывалась все последние 60 лет, дают возможность ограничить круг конкурентов и рассматривать лишь крупные автомагазины.
Темпы роста рынка, и на какой стадии экономического роста он находится:
По данным статистики оборот розничной торговли в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 15 %. По данным СМИ в 2009 году число объектов торговли, работающих в отрасли возросло на 80%. Таким образом, стадию экономического роста рынка можно охарактеризовать как «рост»; Прибыльность отрасли считается средней.
Потенциал роста отрасли:
По данным маркетинговых исследований, опубликованных в СМИ, на каждого жителя Санкт-Петербурга приходится 0,68 кв.м. торговых площадей. Для сравнения, в Хельсинки этот показатель составляет 3,5 кв.м. на человека, во Франции - 5,7 кв.м. Прогнозы по дальнейшему росту отрасли подтверждаются и возросшими инвестициями в отрасль торговли. - Возможность входа на рынок крупных компаний. Прогнозируется выход на рынок компаний с иностранным капиталом.
Стабильность и надежность спроса
Спрос надежен, стабилен, характеризуется сезонностью: с мая по сентябрь наблюдается увеличение объемов продаж, к концу года спрос снижается. Изменчивость предпочтений потребителей не ощущается, так как находится всегда в пределах одной группы товаров существующих в продаже.
Изучение потребителей
В данной работе использованы данные из вторичных источников информации, которых оказалось достаточно для дальнейшего исследования отрасли: информация от Госкомстата СПб, информация районных муниципалитетов.
На основе полученных данных проводится сегментирование рынка, определение потребительских запросов и потенциальной величины спроса.
Определение целевого сегмента рынка
Для сегментации рынка автотоваров основными критериями являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические. Географическим критерием можно считать проживание потребителей в границах локального рынка.
Существует множество методов сегментации в зависимости от целей и задач, стоящих перед исследователями. Используем один из самых распространенных - «метод группировок».
Таблица 2.2
Общие показатели отрасли розничной торговли
Показатель |
Единицы измерения |
Период | |
2008 год |
2009 год | ||
Оборот розничной торговли |
Руб. |
129,8 млрд. |
138,4 млрд. |
Доля универсальных магазинов в общем обороте розничной торговли |
% |
19% |
23% |
Совокупный доход населения |
Долл. |
8,9 млрд. |
9,2 млрд. |
Совокупный расход населения |
Долл. |
8,5 млрд. |
8,9 млрд. |
В т.ч. товары |
Долл. |
4,2 млрд. |
4,4 млрд. |
Из них автотовары |
Долл. |
2,1 млрд. |
2,4 млрд. |
Таблица 2.3
Результаты маркетинговых исследований по изучению потребителей
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2009 год | |
Средняя ежедневная посещаемость автоцентра |
Чел. |
2500-3000 | |
Стоимость средней покупки |
руб |
300 | |
Запросы потребителей | |||
Показатель |
Процент опрошенных, отдавших предпочтение | ||
Низкие цены |
51% | ||
Широкий ассортимент |
20% | ||
Широкий спектр дополнительных услуг |
12% | ||
Удобство расположения |
8% | ||
Наличие системы скидок |
6% | ||
Квалифицированный и вежливый персонал |
3% | ||
Демографический портрет посетителя | |||
Возраст 25-50 лет |
52% | ||
Возраст 50-60 лет |
15% | ||
Возраст до 25 лет |
23% | ||
Благосостояние ниже среднего |
13% | ||
Благосостояние средний уровень |
35% | ||
Благосостояние выше среднего |
31% | ||
Благосостояние высокий уровень |
21% | ||
Мотивы посещения | |||
Положительная репутация автоцентра |
35% | ||
Близость к месту проживания |
40% | ||
Транзитный проезд |
12% | ||
Близость к месту работы |
3% | ||
Иные мотивы |
10% | ||