Полученные данные об устойчивости/чувствительности проекта представлены в таблице 53:
Таблица 53. Анализ чувствительности и устойчивости проекта.
Показатель | Ед. изм. | Исходное значение | Предельное значение | Уровень чувствительности | Значение ЧДД при 10-ти процентном изменении показателя, тыс.руб. | Вывод |
Покупная стоимость | % от объема сделок | 67 | 97 | 44,8 % | + 2 174,28 | Устойчив, нечувствителен, не рискован |
Объем отгрузки | тыс.руб. | 18 540 | 2 220 | 88,0 % | + 2 528,87 | Устойчив, нечувствителен, не рискован |
Текущие затраты | тыс.руб. | 12 642 | 18 330 | 45,0 % | + 2 155,12 | Устойчив, нечувствителен, не рискован |
Таким образом, по всем рассмотренным показателям данный проект имеет очень высокую степень устойчивости.
Анализ рисков проекта производится в соответствии с результатами оценки устойчивости и чувствительности, т.е. из всех факторов, отражающих возможные угрозы для реализации проекта, отбираются те, по которым проект имеет высокую чувствительность. Однако в данном случае по результатам расчетов был сделан вывод о высокой степени устойчивости проекта, поэтому необходимо рассмотреть возможные риски данного инновационного проекта, которые не были учтены в расчетах:
1. Политические риски – связаны с политической ситуацией в стране и с деятельностью государства. Могут выражаться как:
§ Изменение валютных курсов;
§ Значительное увеличение цен на энергоносители.
2. Чистые риски – обладают относительно постоянным характером появления. Они стабильны во времени и подчиняются определенным закономерностям. К ним относятся природные и стихийные риски, связанные с проявлениями стихийных сил природы.
3. Риск ошибочного проведения маркетингового исследования. Любое социологическое исследование, в том числе и маркетинговое, применяет в своём составе методы экстраполяции и выборки, которые по своей природе являются стохастическими, что заставляет принимать результаты этих методов с определенной поправкой. В данном случае необходимо сделать поправку на результаты исследования потенциального спроса на туристические услуги.
4. Рыночные риски – связаны с изменениями рыночной ситуации, например, риск выхода на рынок новых предприятий-конкурентов. Выход на рынок новых конкурентов, несомненно, приведет к снижению потока потребителей продукции ЗАО «Богемия Сервис». Однако, ввиду быстрой окупаемости, вероятность наступления описанного события невелика.
5. Производственные риски, могут быть связаны с потерей имущества ЗАО «Богемия Сервис», например в результате пожара, воровства.
6. Риски коммерческого предложения – связаны с невыполнением обязательств по срокам, объемам и качеству услуг.
Для качественной оценки представленных рисков был использован экспертный метод. Для этого были приглашены 5 независимых экспертов, которые оценили значимость и вероятность наступления каждого вида потерь по пяти бальной шкале. Затем, среднее арифметическое значение выставленных баллов, было умножено на показатель значимости данного риска. Результаты оценок представлены в таблице 54:
Таблица 54. Экспертные оценки рисков.
Фактор риска |
Значимость |
Экспертные оценки по 5 бальной шкале |
Качественная оценка | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
Существенное изменение курса доллара США | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 10,2 |
Увеличение цен на энергоносители | 2 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 8,8 |
Стихийные бедствия | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1,4 |
Отсутствие роста спроса на туристические услуги | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 19,2 |
Новые конкуренты | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 11,4 |
Потеря имущества | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 24 |
Не выполнение обязательств по договорам | 7 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 35 |