Табл.1.6
Нормативно-правовое обеспечение службы управления персоналом
Результат проектирования |
Нормативно-правовое обеспечение службы управления персоналом | ||
Организационная структура службы управления персоналом |
Кадровое и документационное обеспечение службы управления персоналом | ||
Штатное расписание |
Положения об отделах и подразделениях |
Схема документооборота | |
Правила внутреннего трудового распорядка |
Положений об оплате труда и премировании |
План введения в должность | |
Коллективный договор |
Структура управления организацией |
Программа обучения персонала | |
Должностные инструкции |
Модели рабочих мест рабочих и служащих |
Контракты сотрудников | |
Итог |
Заключение аттестационной комиссии |
Модели служебной карьеры |
Организации удерживают позиции на рынке в том случае, если отслеживают изменения конъюнктуры и соответственно реагируют на эти изменения. Развитие (или изменение) систем управления персоналом должно предшествовать изменениям внутренней и внешней среды предприятия, а не следовать за ними, т.е. прогностическое проектирование систем управления – основное условие эффективного функционирования любой организации. Это возможно только при непрерывной оптимизации СУП, включающей не только первичную разработку проекта, но и постоянную оценку эффективности спроектированной системы, выявление причин и факторов отклонений достигнутых результатов от намеченных в проекте и, как следствие, корректировку проекта развития системы управления персоналом в связи с изменяющимися целями и стратегией развития фирмы.
Для оценки эффективности действующей системы управления персоналом на этапе предпроектной подготовки необходимо проведение экономической экспертизы, которая позволила бы комплексно оценить достоинства и недостатки существующей на предприятии СУП с точки зрения экономического, организационного, социально-психологического и нормативно-правового подхода. То есть эта экспертиза должна быть направлена не только на выявление несоответствия действующей СУП требованиям законодательства, но и на выявление резервов и факторов повышения ее эффективности (табл. 1.7).
Эффективность проектирования системы управления персоналом на предприятии достигается в том случае, если после реализации проекта увеличивается эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. Комплексная оценка эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии проведена в диссертационном исследовании с помощью показателя прибыли на одного сотрудника предприятия (отношение прибыли к среднегодовой численности промышленно-производственного персонала).
Таблица 1.7
Содержание экономической экспертизы
на этапе предпроектной подготовки построения СУП
№ п/п |
Наименование раздела экспертизы |
Содержание раздела экспертизы |
Введение |
Цели и задачи экспертизы | |
1 |
Общая характеристика предприятия и анализ производственно-хозяйственной деятельности |
Анализ организационно-правового статуса предприятия, основных показателей производственно-хозяйственной деятельности, основных проблем, влияющих на результаты производственно-финансовой деятельности. |
2 |
Анализ нормативно-правовой подсистемы управления персоналом |
Нормативные материалы, используемые при проведении экспертизы системы управления персоналом. Анализ основных внутренних документов предприятия, регламентирующих работу с персоналом, определение степени их соответствия действующему законодательству. Анализ системы оформления найма, перемещения и увольнения персонала. Анализ системы информационного обеспечения. |
3 |
Анализ экономико-организационной подсистемы управления персоналом |
Анализ развития организационной структуры, системы оплаты труда, системы планирования и оценки эффективности работы персонала, системы организации и нормирования труда. |
4 |
Анализ социально-психологической подсистемы управления персоналом |
Анализ системы найма, отбора и увольнения персонала, системы развития персонала, системы социального развития, эргономической системы, дисциплинарной системы, системы трудовых отношений. |
5 |
Анализ работы службы управления персоналом |
Анализ кадровой политики: последовательность, непротиворечивость кадровой политики реальным целям развития организации; четкость и точность изложения в документах правил и процедур, на основании которых осуществляется управление персоналом. |
Заключение |
Выводы и рекомендации для трех уровней управления: Управленческий уровень (для руководителей низшего и среднего звена). Операционный (для специалистов и руководителя службы управления персоналом). Стратегический уровень (для высшего руководства фирмы). |
Оценка эффективности проектирования СУП должна производиться сопоставлением ситуаций не «до проекта» и «после проекта», а «без проекта» и «с проектом». То есть процесс проектирования системы управления персоналом рассмотрен не как единовременная акция, позволяющая предприятию раз и навсегда построить СУП, а как непрерывный процесс, направленный на постоянное совершенствование системы управления персоналом путем ее проектирования, расчета и оценки эффективности.
Для эффективного проектирования системы управления персоналом предложено придерживаться следующих основных принципов: рассматривать проект на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода) и моделировать денежные потоки за каждый расчетный период (шаг);при оценке эффективности учитывать различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения, неравноценность разновременных затрат и результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат); учитывать только предстоящие затраты и поступления; учитывать наиболее существенные последствия проекта; устанавливать наличие разных участников проекта, несовпадение их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта; на различных этапах и стадиях осуществления проекта его эффективность определять заново, с различной глубиной проработки; учитывать влияние инфляции, неопределенности и рисков, сопровождающих реализацию любого проекта.