– по каждой цели критерий установлен индивидуально.
Так же бывают критерии для краткосрочных целей 2-ой группы:
– достижение всех целей;
– достижение некоторого числа целей (m) из заданных (n) безотносительно к конкретным целям;
– достижение некоторого числа конкретных целей (m) из заданных (n);
– по каждой цели критерий установлен индивидуально.
Критерии (ежегодные) для долгосрочных целей:
– определенный процент достижения цели – индивидуально для каждой цели;
– любое приращение по каждому показателю с установленным целевым значением (цель);
– достижение определенного числа целей, а по другим – не менее 90 % достижения целей;
– по каждой цели критерий установлен индивидуально.
Самые последние критерии (окончательные, т.е. для последнего года):
– для долгосрочных целей: аналогично критериям для краткосрочных целей 1-ой группы [14].
Также оценку результативности и эффективности СМК можно производить различными методами, наиболее распространенные следующие методы:
1. Сравнение запланированных Qi план и достигнутых Qi рез значений выходов, характеристик, целей процессов СМК. Если с ростом значения показателя (например, дохода организации) оценка СМК возрастает, может быть принята следующая шкала сравнения Qi план и Qi рез (таблица 1.3.1).
Таблица 1.3.1. Шкала сравнения Qi рез и Qi план
Соотношение Qi рез и Qi план (Qi рез /Qi план) |
Оценка процесса | |
Качественная |
Количественная (баллы) | |
>1,0 |
отлично |
10 |
0,8 – 1,0 |
хорошо |
8 |
0,5 – 0,8 |
удовлетворительно |
5 |
0 – 0,5 |
неудовлетворительно |
1 |
Если с ростом значения показателя (например, доля брака продукции) оценка СМК уменьшается, должна быть принята обратная шкала соотношения Qi рез и Qi план по сравнению со шкалой в таблице 1.3.1.
Достоинствами данного метода являются объективность, простота реализации. Однако он не пригоден для показателей, для которых не ясно, что является предпочтительным: Qi рез > Qi план или Qi рез < Qi план. Этот метод не пригоден и для оценки показателей, которые трудно оценить количественно. Например, удовлетворенность потребителей, владельцев и т.п. Этих недостатков лишен второй метод.
2. Метод экспертной балльной оценки.
Экспертная балльная оценка в общем случае строится на выборе оценочных показателей, присвоении показателям определенных балльных значений; на разработке методики подсчета значения каждого показателя; на составлении шкалы оценочных баллов для каждого показателя и подсчете итоговой бальной оценки конкретного вида работ.
Для проставления баллов создаются экспертные группы, а организация всех работ, в том числе подсчет баллов, возлагается на рабочую группу.
Оценку результативности СМК предлагается проводить по определенным выбранным оценочным показателям нескольких уровней.
Первый уровень включает один показатель, а именно, показатель, характеризующий итоговую оценку результативности и эффективности СМК.
Второй уровень включает два показателя, формирующие итоговую оценку:
– обобщенный показатель, характеризующий степень реализации запланированной деятельности;
– обобщенный показатель, характеризующий степень достижения запланированных результатов.
Третий уровень включает показатели, формирующие обобщенные показатели, то есть показатели второго уровня.
Четвертый уровень включает показатели, формирующие показатели третьего уровня (количество показателей четвертого уровня определяются самой организацией).
Учитывая обстоятельство, что оценка результативности и эффективности СМК является не единовременным (разовым) действием, а постоянным процессом, проводимым через установленные промежутки времени, результаты которого должны использоваться при рассмотрении состояния в организации процесса улучшения, желательно, чтобы оцениваемые показатели не менялись [21].
Оценка результативности и эффективности СМК осуществляется на основании анализа:
– результатов внутренних аудитов (проверок) СМК, проводимых в соответствии с требованием МС ИСО 9001:2001;
– данных (записей), полученных в результате мониторинга и измерений характеристик продукции с целью проверки достижения требований, предъявляемых к продукции;
– данных (записей), полученных в результате мониторинга и измерений процессов с целью проверки и/или подтверждения способности процессов достигать запланированных результатов;
– достижения результатов, установленных целями в области качества в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях;
– данных, полученных по обратной связи от потребителей;
– данных о выполнении мероприятий, разработанных по результатам предыдущей оценки результативности и эффективности СМК;
– принятых и реализованных в течение анализируемого периода предупреждающих и корректирующих действий.
Первую оценку результативности и эффективности СМК необходимо проводить только по истечении определенного периода (желательно не менее полугода с момента начала функционирования СМК). В дальнейшем оценку необходимо проводить через установленный руководством организации период (1 раз в квартал или полугодие), но не реже 1 раза в год.
Оценка результативности и эффективности СМК может осуществляться и в процессе ее анализа со стороны руководства. Также она тесно связана с проведением и результатами внутреннего аудита (проверки). При отработке процедур проведения этих двух видов деятельности должна обеспечиваться их полная взаимоувязка.
По результатам проведенных работ необходимо будет разработать план корректирующих мероприятий по устранению выявленных недостатков и проблем в реализации запланированной деятельности и в достижении запланированных результатов в области качества, что уже относится к деятельности по улучшению [10].
Таким образом, изучая основные положения СМК можно сделать следующие выводы:
- СМК – это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а так же для достижения этих целей с целью постоянного улучшения качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
- СМК состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы и ресурсы.
- в процессе функционирования СМК необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Принцип приоритетности социальных и экологических эффектов;