В качестве характеристик процессов могут использоваться стоимостные, технические показатели и показатели сроков.
Для повышения эффективности и результативности деятельности предприятия в целом и обеспечения повышения конкурентоспособности продукции необходимо периодически оценивать результативность СМК.
В результате оценки уточняется процессная модель организации, налаживаются взаимоотношения между процессами, определяются области для улучшения и собираются объективные данные о состоянии процессов [29].
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 направлен на применении «процессного подхода» при улучшении результативности СМК, поэтому определение результативности каждого из процессов, а затем их общей оценки из наиболее распространенных подходов.
В зависимости от специфики процесса и имеющихся данных, необходимо разработать список показателей, которые наиболее полно могут охарактеризовать состояние процесса.
Необходимо, чтобы выбранная система показателей процессов была:
а) достаточно полной, чтобы адекватно оценивать результаты процессов и процедур;
б) стоимость ее должна быть адекватна ценности информации;
в) достаточно наглядной и простой для анализа и сопоставления информации.
Необходимо также решить вопрос о целевых значениях показателей, источниками которых являются политика и цели в области качества, стратегические планы предприятия и его подразделений.
Расчетная формула для определения текущего значения показателя должна отражать смысл понятия «результативность». Полученное значение необходимо сравнить с нормированным и целевым значениями показателя результативности процесса и определиться, какие действия надо предпринять в отношении этого показателя.
Если текущее значение показателя результативности меньше его нормированного значения (Рm < Рн), то необходимо срочно разработать корректирующие и предупреждающие действия.
Если текущее значение показателя результативности больше нормированного значения, но меньше целевого (Рн ≤ Рm ≤ Рц), то необходимо разработать мероприятия по улучшению, а также повысить степень реализации запланированных мероприятий.
Если текущее значение показателя результативности больше его целевого значения (Рm > Рц), то необходимо установить новые нормированные и целевые значения.
После того, как все показатели данного процесса рассмотрены, необходимо рассчитать общую результативность процесса с учетом весомости ее показателей и оценить.
Если (Рm < Рн), то процесс не результативен. Требуется анализ со стороны руководства с целью выявления причин неэффективности процесса, а также разработка действий корректирующего, предупреждающего и улучшающего характера для немедленного налаживания критической ситуации.
Если (Рн ≤ Рm ≤ Рц), то это ожидаемый уровень результативности. В целом процесс результативен, необходимо проведение мероприятий для предупреждения появления несоответствий, а также повышать степень реализации улучшений с помощью анализа текущих проблем и принятия решений по их устранению.
Если ( Рm > Рц), то это высокий уровень результативности процесса. поставленные цели и задачи практически достигнуты, необходимо проведение исследований для разработки мероприятий, направленных на улучшение процесса.
Следует рассмотреть все процессы организации и с учетом важности каждого процесса определить результативность всей СМК (Рсмк, %) (форм.1):
где, n – количество процессов организации,
Рi – результативность i-го процесса СМК,%,
Кi – коэффициент весомости i-го процесса СМК.
Коэффициенты весомости определяются экспертным методом. В роле экспертов выступают представители высшего руководства, руководители структурных подразделений, главные специалисты. Эксперты оценивают важность процессов СМК по десятибалльной шкале по мере возрастания важности и заполняют анкету, обрабатываемую по методам и правилам квалиметрии.
Коэффициент весомости i-го процесса определяется по следующей формуле (2):
где Аi – важности i-го процесса, измеренные экспертным методом.
Особенностью процесса является его непосредственная связь со всеми другими процессами предприятия. Для него были сформулированы следующие показатели результативности:
– привлечение квалифицированных специалистов;
– обучение персонала;
– приобретение нового оборудования и инструмента для производственных помещений;
– состояние производственного оборудования;
– постоянный состав персонала;
– отсутствие производственных травм;
– отсутствие больного персонала [10].
Наиболее часто при оценке результативности используют обобщенный показатель F (1):
где fi , i=1, n – частные показатели результативности СМК;
ai - коэффициенты важности частных показателей (весовые коэффициенты).
Реже используется обобщенный показатель вида (4):
Объединяет обобщенные показатели следующее:
– необходимость нормализации значений частных показателей fi , т.е.
привидения их, во-первых, к единому, чаще безразмерному, виду (без этого невозможно значения показателей суммировать и перемножать), а во-вторых, к единому масштабу (диапазону), например, от 0 до 1;
– необходимость устанавливать значения коэффициентов важности (весовых коэффициентов) ai.
Однако о чем говорит полученное значение обобщенного показателя, например, F = 0,75? Хорошо это или плохо (а может быть, удовлетворительно, отлично, очень плохо или очень хорошо)? Чтобы сделать такой вывод, необходимо провести классификацию состояний (определить группы состояний) результативности СМК (низкая, удовлетворительная, высокая и т.д.) и критерии (правила принятия решений) отнесения реального состояния результативности СМК к той или иной группе, например:
F < 0,5 – низкая (неудовлетворительная);
F Є [0,5 – 0,7] – удовлетворительная(средняя);
F Є [0,7 – 0,9] – хорошая;
F > 0,9 – высокая (отличная).
Именно этот подход реализован в 90 % методик оценки результативности СМК и на первый взгляд вызывает полное доверие и одновременно подкупает своей «солидностью» из-за присутствия математической формулы, наличия некой классификации, множества умных слов [31].
Рассмотрим виды критериев удовлетворительного состояния результативности СМК.
Одним из главных являются критерии для краткосрочных целей 1-ой группы:
– достижение всех целей;
– достижение некоторого числа целей (m) из заданных (n) безотносительно к конкретным целям;
– достижение некоторого числа конкретных целей (m) из заданных (n);
– достижение некоторого числа целей (m) из заданных (n) безотносительно к конкретным целям, а по остальным (n - m) целям – не менее 90 %;
– достижение некоторого числа конкретных целей (m) из заданных (n), а по остальным, в том числе конкретным, – не менее 90%;