- педагоги, специализирующиеся на обучении менеджменту качества, органы по обучению и сертификации персонала (экспертов и аудиторов);
- специалисты, оказывающие консультационные услуги, и консультационные организации;
- эксперты, аудиторы и органы по сертификации;
- персонал предприятий и организаций, отвечающий за функционирование СМК.
1. Успеха при внедрении системы управления можно достичь только в том случае, если сотрудники не только поймут систему, но и воспримут ее как необходимую. Такого понимания можно добиться доказательным путем с применением конкретных цифр, характеризующих результативность и эффективность внедряемых процедур управления.
2. После того, как СМК разработана, внедрена и подготовлена к сертификации, ее судьба во многом зависит от выбранного предприятием органа по сертификации и назначенных органом экспертов (аудиторов).
Именно орган по сертификации и эксперты в процессе аудитов дают направляющий вектор в эволюции СМК.
3. Положение персонала предприятия, отвечающего за функционирование СМК, в условиях финансового кризиса самое тяжелое из всех, кто занят в работах с системами. Действительно, предприятие оплачивает лекторов, консультантов, органы по сертификации, а ответственность за все несут работники предприятия.
Проводимый анализ по ОАО «Омскшина» с учетом зарубежного опыта, позволяет провести следующую программу работ по совершенствованию и поддержанию функционирования и эффективности СМК. К ней относятся:
1. Подготовка и обучение персонала по СМК (подготовка вновь принятого персонала по вопросам СМК). Целью является обеспечение необходимой компетенции персонала по вопросам СМК.
2. Внедрение требований потребителей (изучение документированных процедур потребителей, разработка и внедрение механизмов реализации новых требований потребителей, проведение самоаудитов выполнения требований потребителя). Целью является выполнение требований и ожиданий потребителей – автозаводов.
3. Внедрение электронного документооборота (цель – минимизация документооборота и работ, связанных с управлением документами: составление, регистрация, рассылка, ознакомление, актуализация документов и т.д.).
4. Внутренние аудиты СМК, готовой продукции и процессов изготовления (целью является самооценка функционирования СМК и выявление областей, требующие улучшения).
5. Подготовка к ресертификационному аудиту СМК по ИСО 9001:2008 и ИСО/ТУ 16949:2009
6. Отработка механизмов взаимодействия с организациями, осуществляющими аутсорсинговые процессы (цель – снижение риска поставки некачественной услуги).
7. Развитие поставщиков (изготовителей) сырья, материалов, основной технологической оснастки (целью является снижение риска поставки сырья и материалов, основной технологической оснастки нестабильного качества, несоответствующего требованиям ОАО «Омскшина»).
менеджмент качество продукция политика
Заключение
Подводя итоги необходимо сделать следующие выводы:
- СМК – это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а так же для достижения этих целей с целью постоянного улучшения качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
- СМК состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы и ресурсы.
- в процессе функционирования СМК необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Принцип приоритетности социальных и экологических эффектов;
2. Принцип комплексного подхода;
3. Принцип обеспечения минимального воздействия неполноты и недостоверности имеющейся информации;
4. Принцип сопоставимости результатов.
- Под результативностью понимаются степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов, а под эффективностью имеется в виду соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами».
- экономическая эффективность согласно традиционным подходам определяется двумя основными способами:
1) экономический эффект = результаты - затраты;
2) экономическая эффективность = результаты/затраты.
- при оценке результативности СМК следует установить:
1) степень реализации запланированной деятельности;
2) степень достижения запланированных результатов в сфере качества.
- оценку результативности и эффективности СМК можно производить различными методами, наиболее распространенные метод сравнения запланированных и достигнутых значений выходов, характеристик, целей процессов СМК и метод экспертной бальной оценки.
- Оценка результативности и эффективности СМК осуществляется на основании анализа:
1) результатов внутренних аудитов (проверок) СМК, проводимых в соответствии с требованием МС ИСО 9001:2001;
2) данных (записей), полученных в результате мониторинга и измерений характеристик продукции с целью проверки достижения требований, предъявляемых к продукции;
3) данных (записей), полученных в результате мониторинга и измерений процессов с целью проверки и/или подтверждения способности процессов достигать запланированных результатов;
4) достижения результатов, установленных целями в области качества в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях;
5) данных, полученных по обратной связи от потребителей;
6) данных о выполнении мероприятий, разработанных по результатам предыдущей оценки результативности и эффективности СМК;
7) принятых и реализованных в течение анализируемого периода предупреждающих и корректирующих действий.
- Отличительными элементами японского подхода к управлению качеством являются:
1) ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях;
2) ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции;
3) ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов;
4) тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции к предыдущей;
5) культивирование принципа «Твой потребитель – исполнитель следующей производственной операции»;
6) полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем;
7) активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование морали «Нормальному человеку стыдно плохо работать»
- В Европе же цель внедрения СМК – не только порядок на производстве и обеспечение бездефектного изготовления продукции, но и процесс постоянного совершенствования, который и является основным источником выгоды от функционирования СМК.
- Анализ состояния работы СМК в России позволил выделить следующие причины их низкой результативности и эффективности:
1. Некорректная постановка целей;
2. Внутренние факторы, влияющие на результативность и эффективность СМК;
3. Ошибки при построении СМК на предприятии;
4. Внешние факторы, воздействующие на функционирование СМК.
- Анализ деятельности ОАО «Омскшина» показал, что целью производственной деятельности предприятия является выпуск шин, соответствующих обязательным требованиям и удовлетворяющих требования и ожидания потребителей, высшая же цель – повышение удовлетворенности потребителей.