Введение
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба, как на национальных, так и на мировых рынках обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию.
Однако со временем для поддержания своего конкурентного статуса организациям уже было недостаточно доказательств того, что организованный ими процесс производства продукции способен обеспечить оговоренный уровень качества. Этому способствовало дальнейшее ужесточение конкуренции, направление развития которой во многом было предопределено новой методологией управления качеством продукции и услуг.
Современный этап развития методологии качества охватывает не только проблемы качества продукции и услуг, но и качество самого управления, которое непосредственно отвечает за процесс формирования соответствующего уровня качества продукции.
Следствием этого являются получившие широкое распространение системы менеджмента качества (СМК), которые, как правило, становятся управляющей подсистемой любого производства, охватывая все стадии деятельности предприятия. Сами международные стандарты МС ИСО серии 9000 имеют статус формализованной концентрации методологии Всеобщего управления качества (TQM). Развитие МС ИСО серии 9000 происходит довольно динамично. Благодаря этому методологическая терминология TQM обогащается категориями, применение и исследование которых ранее практически не осуществлялось в рамках данной методологии. Одной из таких категорий является эффективность и результативность СМК. В последней версии МС ИСО серии 9000, на которых строится большинство сертифицированных СМК в мире, одним из основных инструментов совершенствования деятельности организации в области качества является измерение эффективности и результативности действующей СМК. Поэтому вопросы, связанные с проблемой адекватной и объективной оценки, а также последующего анализа результативности СМК, приобретают вид задачи как теоретической, так и практической значимости.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных учёных-экономистов: А.Я. Кибанов, В.М. Мишин, Исикава И.А, Фатхутдинов Р.А., Шонбергер Р., Лапидус В.А., Азгальдов Г.Г. и др., занимающихся проблемами экономики и управления качеством продукции, создания и развития СМК, а также вопросами функционирования рыночной экономики.
При рассмотрении предметной области работы использовались нормативно-правовые акты и проектные материалы России и зарубежных государств, тематические материалы специализированных периодических изданий, а также материалы, опубликованные в сети Интернет. Исследование оценки результативности и эффективности СМК основано на полученных результатах 2006 – 2008 гг. ОАО «Омскшина».
Эмпирической базой исследования послужили статистические материалы, годовые отчеты, бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, карты процессов и другие документы ОТК, характеризующие деятельность предприятия в области качества.
Целью работы является разработка предложений для повышения эффективности и результативности СМК ОАО «Омскшина».
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы системы менеджмента качества;
– провести анализ и оценкуэффективности и результативности СМК ОАО «Омскшина»;
– изучить зарубежный и отечественный опыт совершенствования СМК.
– определить пути повышения СМК на предприятии.
Объектом исследования работы является СМК ОАО «Омскшина»
Предметом исследования – комплексный анализ и оценка эффективности и результативности СМК на примере ОАО «Омскшина».
Практическая значимость работы заключается в том, что проводимый анализ деятельности предприятия в области качества, а так же предложенные мероприятия для повышения эффективности и результативности СМК могут быть рассмотрены в качестве дополнительного материала при принятии управленческих решений.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы. В первой главе подробно изучена сущность и содержание системы менеджмента качества; принципы эффективности управления качеством и показатели оценки эффективности и результативности СМК.
Во второй главе дается общая характеристика деятельности предприятия; анализируются технико-экономические показатели; проводится анализ системы управления качеством на предприятии и оценивается эффективность и результативность СМК.
В третей главе изучается отечественный и зарубежный опыт функционирования СМК и определяются пути повышения эффективности СМК.
Работа состоит из 83 стр. В работе построены 7 таблиц и 7 рисунков.
СМК – это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а так же для достижения этих целей с целью постоянного улучшения качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача – не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).
Причиной брака всегда являются неправильные действия. А для того, чтобы их избежать, необходимо формализовать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия [20].
Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
СМК является частью системы менеджмента организации, направленной на удовлетворение потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон для достижения результатов в соответствии с целями в области качества. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менеджмента организации могут интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующие общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации. Система менеджмента организации может быть оценена на соответствие собственным требованиям организации. Она может быть также проверена на соответствие требованиям международных стандартов, таких, как ИСО 9001, ИСО 14001. Эти аудиты (проверки) могут проводиться отдельно или совместно [34].
Системы менеджмента качества содействуют организациям в повышении удовлетворенности потребителей и становятся социальной необходимостью.