Д. Миллер и П. Фризен выделили критерии, по которым можно (по их мнению), определить на какой стадии развития находится организации (табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Критерии определения стадии развития организации
Фазы развития |
Критерии | |
Рождение – начало 1997 год |
Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник. | |
Развитие – конец 1998 г. – 2004 год |
Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована. | |
Фазы развития |
Критерии | |
Зрелость – 2005 год |
Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическая организация. | |
Расцвет – конец 2006 года – 2007 год. |
Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования. | |
Изучив таблицу 2.3, можно сделать вывод, что предприятие ООО «Технология комфорта» находится на стадии развития «расцвет».
Далее рассмотрим жизненный цикл, на котором находится ООО «Технология комфорта». Следует уточнить, что ООО “ Технология комфорта” не является фирмой, которая начала свою деятельность с нуля. Данная фирма является дочерним предприятием Московской организации ООО “ Технология комфорта”.
Так как мы имеем финансовые показатели данного предприятия только за 2006-2008 года, построение жизненного цикла от образования ООО «Технология комфорта» до настоящего времени будет проходить, основываясь на экспертных предположениях о развитии данной организации.
Рассмотрев историю предприятия ООО “Технология комфорта”, которая была представлена в пункте 1.1 данной курсовой работы, можно сделать вывод, что эксплерентный этап начался в 1997 г. с подписания документов об открытии красноярского филиала данной организации. Этот этап включает в себя зарождение в рыночной экономической среде, формирование структуры и культуры организации.
С 1997 по 2003 гг. организация хоть еще и не сложилась окончательно, однако уже заняла свою нишу в сфере товаров и услуг, так как являлась в тот момент единственной фирмой, предлагающей столь широкий выбор товаров и спектр услуг на рынке кондиционирующих и вентиляционно-отопительных систем.
В 2003 г. организация переходит на патиентный этап. Это объясняется усложнением структуры управления, увеличением подразделений, расширением штата работников, а также подписанием договоров с ведущими производителями кондиционеров «DAICHI», «HITACHI».
2005 год можно обозначить как начало виолентного этапа, когда фирма, уже завоевавшая значительную долю рынка в Красноярском крае, вышла за его пределы. В этом году организация стала единственным представителем Российской ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК) в Красноярском крае.
Поскольку, внутрифирменные показатели эффективности деятельности предприятия являются основополагающими при определении стадии жизненного цикла организации, построим кривую жизненного цикла ООО «Технология комфорта» по динамике изменения показателя чистой прибыли предприятия с 2006 г. по 2008 г. с применением данных поквартальной отчетности организации. Данные отчетности приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Показатели динамики чистой прибыли предприятия ООО «Технология комфорта» в разрезе поквартальной отчетности
Год/ квартал |
2006 |
2007 |
2008 | |||||||||
1.01.05 |
1.04.05 |
1.07.05 |
1.10.05 |
1.01.06 |
1.04.06 |
1.07.06 |
1.10.06 |
1.01.07 |
1.04.07 |
1.07.07 |
1.10.07 | |
Показатель чистой прибыли, руб. |
392 |
405 |
688 |
615 |
981 |
881 |
1515 |
1153 |
2805 |
3115 |
3156 |
3124 |
На основании приведенных данных построим диаграмму (рис. 2.1).
По результатам построения кривой жизненного цикла ООО «Технология комфорта» можно сделать следующие выводы.
В результате обработки данных кривая жизненного цикла представляет собой гребешковую диаграмму с преобладающей тенденцией роста с 2006 по 2007 годы. С 2008 года наблюдается некоторая стабильность, вызванная тем, что предприятие вышло на региональный уровень, расширило спектр услуг. ООО «Технология комфорта» является фактически одним из крупных предприятий по установке кондиционирующих и вентиляционных систем.
Рисунок 2.1 - Жизненный цикл организации ООО «Технология комфорта» на основании показателя динамики чистой прибыли за 2005-2008 гг.
В число постоянных клиентов фирмы входят: краевая администрация, ОАО «КрАЗ», Сбербанк РФ, КБ «Кедр», Альфа Банк, ВТБ, ЗАО «Сибирьтелеком»», ТК «Квант» и другие. Предприятие ООО «Технология комфорта» прочно заняло свое место на рынке и в ближайшее время планирует расширять сферы деятельности, надолго закрепив за собой место лидера в сфере кондиционирующих и вентиляционных систем.
Для того, что определить этап развития кризисной ситуации, на котором находится предприятие, необходимо провести анализ кризисного состояния предприятия, что поможет в дальнейшем сформировать программу комплексного развития. Для выполнения этой задачи необходимо провести финансовый анализ, основной целью которого является получение объективной оценки платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, а также эффективности деятельности предприятия.