Повышение эффективности деятельности – и, как следствие, конкурентоспособности предприятия – задача, от решения которой зависит успех развития в условиях рыночной экономики. Измерение и анализ эффективности важны для принятия обоснованных управленческих решений.
Эффективность управленческих решений может быть связана с тем, каким образом решения способствуют достижению целей организации:
- точность решения, включающая точность сбора исходных данных и выполнения стоящих задач;
- надежность решений, связанная с их обоснованностью;
- быстрота подготовки и принятия решений;
- гибкость и последовательность принимаемых решений.
Эффективность управления складывается из эффективности антикризисного, стратегического управления, финансового менеджмента и т.д.
Антикризисное управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами.
Эффективность антикризисного управления во многом зависит от действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом, направленных на восстановление платежеспособности предприятия с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий.
Антикризисное управление должно быть эффективным. Для этого необходимо заниматься различными сторонами процесса. Управлять необходимо:
- активами (пассивами) предприятия;
- этапами бизнес-процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);
- программами защиты имущества и безопасности бизнеса;
- кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы и т.д.);
- программами построения отношений с акционерами, партнерами, органами государственной власти;
- программами информационной поддержки (включая доведение до сведения трудового коллектива информации о планах, методах и принципах управления, а также доведение социально-значимых аспектов деятельности до широкой общественности).
Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления (табл. 1.3). Их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять (см. прил. 4, рис. 3).
Таблица 1.3 – Факторы, определяющие эффективность антикризисного управления [2, с. 40]
Факторы эффективности |
Содержание | |
1.Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка |
В данном случае имеется в виду не только общий профессионализм управления, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления. Такой профессионализм рождается в процессах специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства управления в критических ситуациях. | |
2.Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки |
Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэтому для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать такие личности, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях. | |
3.Методология разработки рискованных решений |
Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении. | |
4.Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций |
Эти факторы не могут не влиять на эффективность антикризисного управления. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса. | |
5. Корпоративность |
Это понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений. Корпоративность является результатом управления и элементом его цели, а также средством в механизме управления. | |
6. Лидерство |
Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившимся доверием к менеджеру, авторитетом власти, уверенностью. Опора на лидерство может сыграть решающую роль в преодолении кризиса или его смягчении. | |
7. Оперативность и гибкость управления |
В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, | |
Факторы эффективности |
Содержание | |
изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инертность в этом случае может играть отрицательную роль. | ||
8. Стратегия и качество антикризисных программ |
Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок могут быть различными. | |
9. Человеческий фактор |
Существует понятие антикризисной команды – ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием и способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного управления. | |
10. Система мониторинга |
Представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознавания. | |
Антикризисное управление считается эффективным, если выполнены следующие условия: