Как видно из таблицы, наиболее высоким образовательным требованиям отвечают косметологи и массажисты. Требования к парикмахерам - только специальное образование. Хотя существуют салоны, довольно престижные, где работают специалисты-самоучки. В салоне прически «Марина» четверо парикмахеров и мастер маникюра имеют среднее профессиональное образование, трое – закончили специальные курсы, один парикмахер, обладая средним профессиональным образованием, получает высшее.
Сравнив Таблицу 4 и Таблицу 5, нетрудно заметить, что те сотрудники, кто имеет не самое высокое образование, вынуждены развивать наибольшее количество способностей к восприятию новой информации. Чаще всего именно у парикмахеров и специалистов по маникюру опыт работы более двух лет, именно с этими специалистами больше всего хлопот. Все это происходит потому, что эта часть специалистов в большинстве своем имеет довольно слабое образование, а рабочие требования к ним самые высокие - уметь хорошо пользоваться всеми каналами поступления внешней информации. Такие ситуации ведут к значительным психологическим перегрузкам, а также и к большим успехам. Часто по этой причине и возникает "звездная" болезнь (по причине высоких успехов), а также неустойчивость нервной системы (по причине большой загрузки). Часто руководители салонов красоты не знают психологических и профессиональных особенностей сотрудников – им более всего требуется личное, а не профессиональное развитие.
Безусловно, есть и чудесные исключения в виде образцовых и постоянно развивающихся специалистов. Есть и в салоне «Марина» такие специалисты. Такие сотрудники "заражают" других специалистов своей энергией и жаждой знаний. Любой руководитель должен бережно относится к таким сотрудникам, так как - это его "золотой" фонд.
В салоне прически «Марина» заботу о развитии своих специалистов должен взять на себя директор, в силу чего регулярно составлять индивидуальный план развития и подготовки каждого специалиста, графики подготовки, а также контролировать и обеспечивать их выполнение.
Для анализа степени удовлетворенности сотрудников необходима первичная информация, которую можно получить с помощью различных методов – анализа статистических данных, наблюдения за работниками, опроса, анкетирования.
Для проведения анализа автор использовал метод наблюдения, статистический метод и метод анкетирования.
Для проведения метода анкетирования была разработана анкета (Приложение 1), которая позволила получить достаточную информацию об уровне удовлетворенности работников с позиции долговременности их отношений с данным работодателем. Данные, полученные от анкетирования, позволяют определить:
половозрастной, социально-демографический и профессионально – квалификационный состав работников организации;
их мотивационно-психологические установки;
политику вознаграждения за труд;
долгосрочность отношений работников и работодателя.
Результаты анкетирования показали, что:
94% работников салона – женщины;
работники в возрасте от 25 до 35 лет составляют 66% , до 25 лет – 34%;
50% работников салона красоты «Марина» - семейные люди, имеющие одного ребенка;
образование работников соответствует профилю организации: среднее профессиональное – 60%, незаконченное высшее образование имеют 10%, высшего образования не имеет никто; прочее образование, в том числе и специальные курсы – 30%.
Кроме этого, было выявлено, что 80% работников организации в ближайшее время не собираются покинуть её. Однако если бы пришлось менять работу, то 80% опрошенных ушли бы из данной организации по причине низкой зарплаты. Однако не только фактор высокой заработной платы определяет выбор места работы. Вторым и третьим по значимости фактором были названы «возможность долговременных отношений с работодателем» (40%) и «возможность получения социальных благ» (40%).
Чуть больше половины (53,2%) опрошенных работают во внеурочное время, при этом они проявляют ряд негативных эмоций по этому поводу (46,2%). В целом в коллективе салона прически «Марина» сложились рабочие дружественные отношения. Показательны ответы персонала на вопросы анкеты: Чего я хочу сделать в ближайшие три года?
Если бы я знал(а), что ровно через пол года меня не будет, что бы я хотел(а) успеть сделать?
Могут ли исполниться мои желания, если буду работать в данном салоне?
Ответы на первый вопрос были следующие: приобрести жилье (76,25%), посмотреть мир (23%).
Ответы на второй вопрос также были схожими: уделить внимание родителям, семье, детям (87,5%), посмотреть мир (12%).
Ответ на двадцать четвертый вопрос был следующим: да - 40%, нет – 60%.
С небольшими вариациями с поправкой на возраст такие же ответы были даны директором салона красоты. Это говорит о хорошем совпадении ценностных установок, как у руководителя фирмы, так и персонала.
На основе полученных в процессе исследования данных был получен следующий мотивационный профиль предприятия.
Диаграмма 2. Мотивационный профиль предприятия (степень мотивации фактора)
Как видно из диаграммы, психологическая атмосфера, стабильность предприятия, возможность реализовать навыки и знания, уважение со стороны руководства, финансовая мотивация, конкурентоспособность, динамичное развитие предприятия определяются как сильно значимые факторы мотивации.
Средние по степени мотивации – возможность карьерного роста, укомплектованность рабочего места, комфорт.
Низкие для работников сервисного предприятия факторы мотивации – свободный доступ к необходимой информации, компенсационный пакет, близость расположения работы к дому.
Состыковав показатели финансовой мотивации с пирамидой потребностей А. Маслоу, определили, что у большинства сотрудников сервисного предприятия удовлетворены только физиологические потребности.
Диаграмма 3. Соотношение финансовой мотивации спирамидой потребностей А.Маслоу
Для определения уровня мотивации к успеху мной был использован тест на определение силы мотивации к достижению цели, к успеху, предложенный Т.Элерсом[31]. Анкетирование сотрудников по уровню «Мотивации к успеху» дало следующие результаты.
Таблица 6 Уровень мотивации к успеху
№ |
Занимаемая должность |
Число набранных баллов |
1 |
Директор |
24 |
2 |
Парикмахер (1) |
13 |
3 |
Парикмахер (2) |
11 |
4 |
Парикмахер (3) |
20 |
5 |
Парикмахер (4) |
16 |
6 |
Парикмахер (5) |
12 |
7 |
Парикмахер (6) |
10 |
8 |
Парикмахер (7) |
15 |
9 |
Парикмахер (8) |
11 |
10 |
Мастер маникюра |
16 |
11 |
Уборщица |
16 |
12 |
Сантехник |
11 |
13 |
Электрик |
10 |