На вопрос: “какого класса Ваше предприятие?” владельцы и управляющие салонов чаще всего отвечают: “цены у меня самые высокие в городе, значит у меня элитный салон”. Цены на услуги являются не основой для определения класса, а отражением его, (табл. 1)
Различают предприятия: эконом – класса, бизнес – класса и VIP – класса.
Таблица 1
Принципы разделения предприятий по классам
эконом – класс |
бизнес – класс |
vip – класс |
Салон прически «Марина» | |
Месторасположение |
расположен в местах скопления людей, доступен большей части населения. |
большой спальный район, т.к. в системе маркетинга должен опираться на окружающий бизнес. |
престижный район города, совсем не обязательно центр. |
Расположен в оживленном районе города вблизи железнодорожного вокзала |
Парковка. |
этот вопрос не актуален. |
возможность парковки вблизи от салона. |
собственная парковка (система обслуживания: парковщик или видеонаблюдение). |
Парковка недоступна |
Внешний вид здания. |
чаще всего денег на ремонт фасада после открытия не остается |
аккуратный внешний вид. |
отделка фасада должна быть выдержана в определенном стиле, соответствующем названию Vip-салон. |
Вид здания непрезентабельный, вход в салон не выделяется среди достаточного количества других |
Наружная (внешняя) реклама. |
упор на рекламу цены (максимально качественная услуга по минимально возможной цене). |
реклама “ бренда” (товарного знака и фирменного стиля). |
реклама статуса (элитные клиенты в большинстве своем снобы). |
Наружная реклама не броская, она больше похожа на указатель, что здесь находится салон прически |
Интерьер |
светло и чисто, без изысков. |
интерьер для услуги (все качественно, с идеей, но в рамках необходимого). |
интерьер сверх услуги (высокий класс архитектурно-художественного оформления помещения с совершенным техническим оснащением). |
Интерьер достаточно прост, без изысков. Внутри салона чисто, но само помещение требует капитального ремонта более чем. |
Внешний вид сотрудников |
аккуратный и чистый. |
форменная одежда в соответствии с корпоративным стилем и цветом (к сожалению, частый пример – вывеска бело – синяя, стены желтые, буклеты красные, форма зеленая). |
элитное предприятие, следовательно, сотрудники должны соответственно выглядеть, отличаются сложностью ассортимента предлагаемых услуг. |
Сотрудники привлекательные, аккуратные, приветливые. |
Уровень специалистов |
профессионалы |
лучшие в своем классе |
специалисты со статусом звезды |
Соответствует профилю организации |
Сервис |
ограничен одним словом – улыбаемся (нет ни времени, ни денег для осуществления стандартных сервисных мероприятий). |
единый стандарт сервиса. Основных стандартов на предприятии около тридцати: встреча клиента, запись клиента, ответ по телефону, предложение чая, расчет клиента и др. |
индивидуальный стандарт сервиса (подстраивание под запросы клиента – для этого есть и время, и средства). Администратор составляет “досье” на каждого клиента, в котором указываются сервисные предпочтения клиента. |
Ограничен |
Ситуация: салон эконом – класса хорошо работает, приносит планируемую прибыль. Управляющий вводит дополнительный сервис для клиентов – чай, кофе и т.д. Один администратор не справляется, на работу берут второго администратора, дополнительные расходы на чай, кофе и другие материалы для осуществления сервиса. Чтобы компенсировать траты поднимаются цены на услуги, клиенты начинают уходить. Почему? Искусственный переход в другой класс (сервис по бизнес – классу, а все остальное – эконом). Клиент такого противоречия не потерпит.
В таблице 2 показана посещаемость салонов красоты разного класса клиентами различного социального положения.
Таблица 2 Посещаемость салонов красоты разного класса клиентами, отличающимися социальным положением
Социальное положение клиента |
Доля клиентов по салонам разных классов/ % | ||
VIP |
“бизнес” |
“эконом” | |
Работники государственных структур |
5.71 |
6.82 |
10.5 |
Работники частных организаций |
71.43 |
61.76 |
58.48 |
Студенты |
8.5 |
14.71 |
20.03 |
Домохозяйки |
14.29 |
14.71 |
67.14 |
Чем руководствуются посетители салонов красоты при выборе того или иного салона можно рассмотреть с помощью диаграммы 1.