Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов:
– в принятии управленческих решений с учетом результатов исследования в работе данных;
– в разработке стратегии и тактики взаимодействия систем управления города в процессе управленческой деятельности;
– при подготовке специалистов по управлению муниципальному управлению, для практической деятельности в новых рыночных условиях.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, четырех разделов, списка использованных источников, приложений.
В первом разделе были рассмотрены теоретико-методологические подходы к рассмотрению проблемы социальной напряженности. Во втором разделе исследовали проблемно-аналитический взгляд на исследование социальной напряженности на муниципальном уровне. В третьем разделе изучили методы и составили рекомендации по совершенствованию организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления. В четвертом разделе составили программу мер по обеспечению выпускной квалификационной работы. В заключении сделали выводы по всем разделам выпускной квалификационной работы.
1 Теоретико-методологические подходы к рассмотрению проблемы социальной напряженности
Этимология, исходный смысл понятия «напряженность» выражаются с помощью таких слов и словосочетаний, как сверхнормальность, избыточность, концентрированность эмоций, воли, характера, интеллекта и иных жизненных ресурсов.
Отсюда достаточная распространенность словосочетаний «эмоциональная напряженность», «умственная напряженность», «физическая напряженность», «политическая напряженность».
Из контекста подобных лексических стереотипов и были занесены в пространство социальных наук и областей знания понятия «жизненная напряженность», «социальная напряженность».
Традиционно, для отечественного лексического аппарата, понятие «напряженность» содержало некий компонент негативности.
Между тем, это понятие фиксирует, отображает, выражает феномен как негативной, так и позитивной жизненной динамики. Вся проблема лишь в мере того и другого, в типе напряженности, способе, направленности ее развития. В принципиальном, онтологическом смысле напряженность есть избыточность, концентрированность индивидуально-личностных и социально-групповых ресурсов в той или иной точке жизненного пространства.
Концентрация избыточности человеческих, жизненных ресурсов выражается, отражается в системе отношений, причем отношений не только публичных, внешних, но и отношений к себе, отношений саморефлексии, саморазвития.
Онтологическая напряженность в определенном смысле есть собирательное, суммативное понятие, выражающее различные виды напряженности, предопределяемые жизненной, легитимной позицией того или иного социального субъекта (личности, гражданина, семьи, нации, поколения, государства и т.д.), его местом в системе общественных отношений и функциональной специализацией. Это напряженность, обусловленная положением и действиями социализированного субъекта в социальном пространстве.
Онтологическая напряженность социальна по своим внешним признакам и проявлениям и индивидуальна по своим исходным, базовым детерминантам. Причем «переход-перелив» энергии внутренней персонифицированной, интимной напряженности в напряженность публичную вариативен до бесконечности.
Все люди — мужчины и женщины, взрослые и дети, сильные и слабые, богатые и бедные, верующие и неверующие, горожане и жители сельской местности, католики и христиане, альтруисты и циники, злые и добрые, подчиненные и начальники, работающие и безработные, а также иные категории людей, отличающиеся друг от друга индивидуальными и социальными особенностями, вносят свою уникальную лепту в общий «котел» гендерной, поколенческой, межнациональной, профессионально-экономической, политической и иной социальной напряженности.
Как отметил Т. Парсонс, известный американский ученый, один из ведущих представителей системно-функционального направления социальной философии и социологии, «напряжение есть тенденция к нарушению равновесия в балансе обмена между двумя или более компонентами системы».
Исходная концентрация жизненных ресурсов, ведущая к онтологическому дисбалансу, проявляется, прежде всего, на физиологическом и психическом уровнях.
По мнению М. Шелера, « .физиологический и психический процессы жизни онтологически строго тождественны, как предполагал уже Кант. Они различны лишь феноменально, но и феноменально строго тождественны по структурным законам и по ритмике их протекания: оба процесса не механичны, как физиологический, так и психический; оба целенаправленны и ориентированы на целостность».
Можно было бы поставить под сомнение обоснованность и излишнюю категоричность суждений известного философа и антрополога по поводу «строгой тождественности» и ритмики протекания физиологических и психических процессов. Но в принципиальном плане Шелер безусловно прав, обратив внимание на фундаментальные свойства базовых жизненных проявлений - их немеханистичность, целенаправленность, ориентированность на целостность и упорядоченность.
И физиологическая и психическая энергии жизненной напряженности предопределяют потенциал самосохранения, потенциал развития человека.
В данном контексте феномен целенаправленности, целеполагания рассматривается в широком смысле и значении, как порыв к существованию, к жизни, к самореализации, к упорядочению бытия.
Целеопределенная пульсация физиологических и психических процессов единичного человека образует исходную точку генезиса жизненной напряженности и социальной напряженности в целом.
Подобная пульсация-неравновесность выступает основанием исходного типа напряженности, которую можно было бы обозначить как внутреннюю напряженность, проявляющуюся в самых разнообразных ипостасях: от интуитивного беспокойства до медитации и творческого экстаза.
Но человек не одинок и не только единичен. Он часть огромного биологического вида, часть природного Космоса, часть многомерного, многоликого социального пространства. Подобное многообразие и бесконечность «целеустремлений» создают некий всеобщий хаос бытия, как среду человеческого существования, среду неопределенности и переходности.
«Знаменитый закон возрастания энтропии описывает мир как непрестанно эволюционирующий от порядка к хаосу, — отмечают И. Пригожин и И. Стенгерс.
Вместе с тем, как показывает биологическая или социальная эволюция, сложное возникает из простого. Как такое может быть? Каким образом из хаоса может возникнуть структура? В ответе на этот вопрос ныне удалось продвинуться довольно далеко. Теперь нам известно, что неравновесность — поток вещества или энергии — может быть источником порядка».
Новое измерение очеловеченной реальности включает: 1) пространство внутреннего самобытия человека, его потенциальной напряженности; 2) жизненный мир личности, пространство его индивидуальной напряженности, ограниченное пределами интимных, дружеских, неформальных отношений; 3) социальный мир, в котором социализированная личность проявляет себя как субъект и объект социальной напряженности [2, c. 48].