рефераты по менеджменту

Совершенствование организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления

Страница
11

В.А. Быковским была предложена методика оценки работы администрации. По стабилизации социальной напряженности на муниципальном уровне.

В качестве примера приведем картину динамики уровня социальной напряженности в Ямало-Ненецком автономном округе с апреля 1997 года по октябрь 2001 года, определенную в результате социологического опроса (N=1300 за каждый раз).

Резкий рост напряженности, последовавший за кризисом 1998 года сменился плавным ее снижением и на момент избрания нового Президента РФ достиг докризисного уровня. Осложнение социально-экономической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе весной 2001 года и определенное разочарование результатами деятельности структур власти привели к новому скачку напряженности. Однако осенью 2001 года напряженность вновь пошла на убыль [20, c. 23].

Для каждого муниципального образования существует целый ряд общих факторов, влияющих на уровень социальной напряженности: российских и региональных, но в каждом муниципальном образовании своя специфика. Поэтому целесообразно рассмотреть, какие факторы влияют на социальную напряженность в муниципальном образовании и какая зависимость прослеживается в этом процессе от качества и уровня работы администраций городов и районов [20, c. 23].

Алгоритм анализа социальной напряженности муниципальных образований и определение эффективности работы администраций:

– определение показателей входного воздействия (Н1) – 13 ед;

– присвоение баллов муниципальным образованиям в разрезе показателей : негативно -13, позитивно – 1;

– определение удельного веса значимости показателей;

– корректировка баллов показателей входного воздействия на удельный вес значимости (Н1);

– определение социальной напряженности на основе социологического опроса муниципальных образований (Н2); негативно – 5, позитивно – 1;

– приведение показателей входного воздействия в пятибалльную систему: Н51= Н1х5:13;

– Сопоставление показателей Н51 и Н2: А = Н2 : Н51.

Для исследования берутся наиболее характерные показатели, влияющие на уровень социальной напряженности (Н1) в конкретном каждом муниципальном образовании.

Итоги подводятся по двум методикам: по методике В.А. Быковского и по результатам социологического опроса.

Если расчетный уровень социальной напряженности , определенный по методике автора, выше, чем уровень социальной напряженности, определенный на базе социологического опроса, то это говорит о том, что администрация муниципального образования эффективно использует свои административные ресурсы.

Результаты исследования в конце апреля 2001 года показали, что администрации городов Ямало-Ненецкого автономного округа эффективно используют административные ресурсы [20, c. 24].

Большую работу по определению уровня социальной напряженности в г.Нижнекамске провела Н. В. Губина . Исследование проводилось во всех сферах муниципальной среды г. Нижнекамска в 90-е годы. Свой подход к исследованию Н.В. Губина назвала «тонусологическим», то есть в качестве субъективного жизнеобеспечивающего фактора, можно рассматривать социальный тонус, детерминирующий социальную, гражданскую, инновационную и другие виды активности населения. Исследования Н.В. Губиной показали, что уровень социальной напряженности населения г. Нижнекамска в девяностые года был достаточно высок [1, c. 356].

Опыт исследования Н.В. Губиной мы используем для исследования социальной напряженности на современном этапе, исследуя уровень социальной напряженности в г. Нижнекамске.

Отклонение социальной напряженности от нормы, сопровождающееся ростом недовольства населения, негативной психологической напряженностью, дестабилизацией социальных связей и коллизиями в различных сферах жизнедеятельности людей, характеризует ее как негативное явление, которое требует оптимизации и приведения ее к нормальному состоянию. Вместе с тем уровень социальной напряженности в обществе не снижается, напротив, многие исследователи отмечают тенденцию к ее усилению. В связи с этим на первый план выдвигается задача выявления факторов, влияющих на состояние социальной напряженности. С этой целью автором было проведено исследование в городе Нижнекамске. Методология исследования предполагала рассмотрение состояния социальной напряженности в муниципальном образования с помощью методов вторичного анализа документов в единстве экономико-статистических данных и материалов анкетного опроса [20, c. 31].

Результаты исследования, проведенного социологами в январе-марте 2003 г., в виде анкетного опроса свидетельствуют о том, что респонденты практически в равной степени (42% и 35%) оценивали ситуацию в городе Нижнекамске как спокойную и напряженную соответственно. В настоящее время ситуация осталась практически без изменений.

Определяющим фактором в социальном и психологическом самочувствии являлся уровень экономического благосостояния. У большинства респондентов (67%) доходов хватало только на питание и лишь 21% проживало без материальных затруднений. Жилищными условиями были не удовлетворены 62% опрошенных, а жизнью в целом – 57%. И лишь 20% респондентов были не удовлетворены собственной работой.

Среди наиболее острых проблем, стоящих на тот момент в городе Нижнекамске, 54% опрошенных отметили работу жилищно-коммунального хозяйства. Это во многом подтверждали данные анализа местной периодической печати. Так, 1/3 часть всех обращений граждан в газеты «Ленинская правда», «Нижнекамское время» и «Ваша газета» в 2002 году содержала недовольство работой жилищно-коммунального хозяйства и оплатой коммунальных услуг.

Среди наиболее освещаемых проблем в газетах выделяется проблема преступности и недовольства граждан работой организаций и предприятий города.

Таким образом, как свидетельствуют результаты исследований, социальный фактор, влияющий на состояние социальной напряженности, во многом зависит от неудовлетворенности респондентов тем, как в целом складывалась их жизнь, и указывает на наличие серьезных проблем политического характера, требующих пристального внимания и незамедлительных шагов по их разрешению со стороны местных властей. Из рисунка 1 видно, что среди наиболее беспокоящих глобальных проблем выделяются проблемы роста цен (45%), обнищания населения (41%) и роста преступности (33%).

Рисунок 1 – Гистограмма распределения ответов респондентов о наиболее тревожащих глобальных проблемах

Особого внимания заслуживает проблема роста числа брошенных детей. Как видно из рисунка 2, по степени освещаемости эта проблема стоит на третьем месте.

Рисунок 2 – Наиболее освещаемые проблемы в газетах «Ленинская Правда», «Ваша Газета» и «Нижнекамское Время» в 2002 г

Проблема наркомании в городе считалась одной из самых острых, по степени освещаемости она стояла на четвертом месте. Анализ статистических данных показал, что количество зарегистрированных наркоманов с 59 в 1998 году увеличилось до 435 человек в 2002 году.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту