Особый тип жизненной, экзистенциальной напряженности образуют феномены концентрации физиологических, биологических, психических, интеллектуальных и иных ресурсов в рамках адаптационной системы. Как правило, адаптационные, реадаптационные ресурсы рассматриваются лишь с позиций субъектов приспособления.
Между тем адаптация, особенно в социальных условиях, затрагивает ресурсы социальной напряженности как прямых участников отношений адаптации (субъектов приспособления и субъектов среды), так и субъектов, испытывающих косвенное влияние «эффекта адаптированности». Адаптация и реадаптация, понимаемые как приспособление субъекта к прежним условиям бытия после происшедших онтологических изменений (возврат к старому), выступают фактором изменения уровня личностной и социально-групповой напряженности, как правило, фактором ее повышения.
Ресурс напряженности меняется в процессе диалектического взаимодействия поведенческих феноменов аккомодации (усвоения условий, норм среды) и ассимиляции (преобразования среды).
Можно выделить наиболее характерные модели адаптационного взаимодействия и обусловленные ими виды напряженности:
— подчинение среде: в рамках данной модели адаптационного процесса существенно возрастает потенциал психической, интеллектуальной и иной напряженности субъекта адаптации;
— растворение в среде: подобная адаптация в одних случаях будет обусловливать напряженность жизненных потенций субъекта, в других же — в силу эластичности характера и ценностных, конформистских установок — особых изменений может и не происходить;
— коррекция субъекта адаптации и адаптирующей среды: эта модель жизненного партнерства детерминирует повышение уровня напряженности в ее индивидуальном и социальном измерении. При этом вектор усиления напряженности (деструктивной и конструктивной) определяется качественными и количественными параметрами ресурсов взаимодействия;
— адаптационный формализм: в рамках данной модели и субъекты адаптации и субъект среды, формально признавая наличие адаптационного процесса, фактически следуют принципам жизненной, функциональной автономии, подобное состояние предопределяет и автономию развития потенциалов напряженности, в типичном ситуативном контексте у одних субъектов уровень напряженности может повышаться, у других — понижаться, у третьих он изменяться не будет;
— адаптационная агрессивность: это модель навязывания субъектом адаптации новых норм бытия, требующих существенной коррекции традиционных условий жизнедеятельности субъектов среды (принимающей системы).
Данный вид взаимодействия детерминирует весьма разнообразные виды напряженности жизненных ресурсов, «борение» которых может привести к изменению субъектных характеристик подобных отношений. Персонифицированная среда (семья, группа, коллектив и т.д.) вынуждена будет напрягаться для усвоения правил бытия субъекта агрессивности — причем агрессивности как деструктивной, так и конструктивной.
Подобные ситуации достаточно распространены в условиях, когда потенциальным субъектом адаптации является личность, обладающая ресурсами лидерства.
Другим видом жизненных усилий является так называемая компенсаторная напряженность.
Эта напряженность предопределяется потребностями субъекта компенсировать посредством той или иной специализированной концентрации жизненных ресурсов свою неспособность к онтологической конкуренции, обусловленной поведением и действиями субъектов типичных социальных отношений. К примеру, неспособность к напряженной работе или учебе может быть компенсирована напряженностью в сфере развлечений; неспособность к напряженности в дружбе, любви компенсируется напряженностью деструктивной агрессивности и жизненных девиаций.
Нередко в качестве типологии напряженности, особенно ее социальных форм, используются стадиально-технологические, процессуальные критерии.
В более широком контексте речь может идти о напряженности роста, развития, переходности из одного состояния в другое, о напряженности угасания.
Одним из актуальных типов онтологической реальности является напряженность, которая предопределена социальной густотой и высокой переполненностью. Размышляя по поводу данного феномена, Ортега-и-Гассет писал: «Отели переполнены. Поезда переполнены. Кафе уже не вмещают посетителей. Улицы — прохожих. Приемные помещения светил — больных. Театры, какими бы рутинными ни были спектакли, ломятся от публики. Пляжи не вмещают купальщиков. Становится вечной проблемой то, что прежде не составляло труда, — найти место».
Современный человек вынужден сосуществовать в пространстве бесконечно меняющейся ситуативной напряженности, вольно или невольно становясь частичкой массовидной напряженности, возникающей в пространстве людских движений, будь то пассажиры метро, уличная толпа или митингующее сообщество.
Интенсивность и многообразие бытийных проявлений предопределяют распространение таких типов напряженности, которые отвечают признакам стрессовых состояний — депрессии, тревожности, эмоционального дискомфорта.
Подобные обстоятельства обусловливают и развертывание таких видов напряженности, которые способствуют формированию потенциала жизнеспособности тех или иных субъектов бытия.
Диалектичность и вариативность — естественные признаки социальной, онтологической напряженности.
Базовым условием бытия и человека и человечества является интеллектуально-волевая напряженность, представляющая собой концентрацию интеллектуальных и волевых ресурсов для реализации тех или иных жизненных устремлений.
К классу наиболее глубинных переживаний как проявлений интеллектуально-волевой напряженности следует отнести: переживания рода, пола, судьбы, смысла, наслаждения, страха, сделанного, собственных достоинств и изъянов, социальных условий и обстоятельств.
К разряду субстанциональных типов внутренней жизненной, социальной напряженности следует отнести духовную напряженность, способность человека к мобилизации и использованию волевых ресурсов, творческую напряженность [12, c. 124].
Естественным типом духовной напряженности является вера. Ресурс веры не ограничен лишь внутренним пространством саморефлексии, а проецируется в социально значимые жизненные установки и ценностные ориентиры, входя в структуру духовных детерминант социализированной напряженности. «Вера, — отмечал С.Н. Булгаков, — есть путь знания без доказательств, вне логического достижения, вне закона причинности и его убедительности».
Предмет веры многогранен и многолик. Есть вера в добро, справедливость, вера в близкого человека, в собственные силы, в свою судьбу.
Вера придает жизненной, социальной напряженности дополнительные импульсы целеустремленности. Особенно значимы для рассмотрения феноменов конструктивной и деструктивной напряженности ресурсы религиозной веры. Принято считать, что субъект религиозной веры более конкретен в своих жизненных проявлениях, более мягок и корректен в личностных отношениях. Действительно, многие исторические факты свидетельствуют в пользу подобной точки зрения. Истинная вера гуманизирует жизненную, социальную напряженность.