Более того, в данной схеме не надо создавать принципиально новые модели, институты, объекты, не надо «строить с нуля» — нужно оптимально аккумулировать имеющиеся ресурсы.
Специфика наполнения консолидированного бюджета программ во многом зависит от ее инициатора. В том случае, если это исполнительная власть, то бюджет составляется из средств, полученных из областного бюджета, фандрайзинга, фондов, грантов с государственным получателем. В том случае, если инициатором программы является бизнес, то это средства из фондов, вложения самого бизнеса, а также гранты с коммерческим получателем. В случае какого-либо иного, чем исполнительная власть, политического субъекта, выступающего инициатором программы, — это любые промежуточные варианты.
Стратегический Совет — верховный орган программы. На этом уровне принимаются стратегические решения по реализации программы и ее освещению, утверждается состав участников [33, c. 49].
Исполнительная дирекция — это собственно исполнительный орган програмы, который на ранних этапах составляют консультанты и постепенно передают свои функции местным кадрам. Именно Исполнительная дирекция реализует мероприятия и разрабатывает медиа-план. В ее полномочия входит управление бюджетом, создание и обеспечение функционирования рабочих групп по направлениям программы, реализация информационного сопровождения на местном и федеральном уровнях.
На основании аудита ресурсов социальной деятельности в регионе определяются основные исполнители — как правило, это некоммерческие организации [34, c. 77].
Реализация программы с широким медиа-сопровождением реализуется в соответствии с планом мероприятий. При этом огромное значение придается системному информационному сопровождению, так как это один из ключевых механизмов получения широкого общественного резонанса и, соответственно, инструмент внедрения позитивных общественных установок, что в свою очередь способствует снижению уровня социальной напряженности. Как правило, информационное сопровождение программы предполагает четыре направления:
– фоновая кампания;
– информационное сопровождение работы участников;
– информационное сопровождение проектов;
– информационное сопровождение мероприятий компании, укладывающихся в контекст программы.
Информационная кампания осуществляется на трех уровнях — федеральном, региональном и районном — в соответствии с принципом интегративности, когда все составляющие работают на единый результат. Необходимо отметить важность координации всей информационной кампании из одного центра и по единому медиа-плану, так как наложение всех частей информационного освещения должно иметь строго волнообразный характер [34, c. 78].
Преимущества и результаты ДСП:
– мероприятия программы ориентированы на ожидания населения, они отвечают представлениям людей о наиболее актуальных задачах и наиболее «справедливом» вложении ресурсов. Долгосрочный характер программ, во-первых, является определенной гарантией стабильности, что всегда вызывает доверие и признание населения. Во-вторых, последовательная реализация цепи мероприятий программы дает возможность константной демонстрации реальных дел («результаты здесь и сейчас»), управленческой и политической воли;
– предлагаемый алгоритм программы позволяет системно подойти к формированию оргсхемы проекта и эффективно консолидировать ресурсы всех участников программы, что в результате значительно удешевляет затраты на ее проведение при максимальном охвате различных аудиторий;
– кроме того, неотъемлемой частью программы является, во-первых, системное целенаправленное информирование населения региона о ходе и результатах программы и, во-вторых, сопутствующий эффект «социального заражения». Он возникает в связи с массовым привлечением к участию в программе самого широкого круга волонтеров и профессионалов (работники муниципальных и бюджетных организаций в области образования, здравоохранения, социального попечения, науки, спорта и т.п.). По опыту, эти участники невольно становятся самыми искренними и активными «пропагандистами» программы, носителями позитивного настроя. Все это позволяет получить несопоставимый с иными формами социальной деятельности общественный резонанс, способствующий внедрению позитивных установок в массовое сознание.
Важнейшим результатом реализации программы становится фактическое снижение уровня социальной напряженности в регионе, что соответствует поставленным федеральной властью задачам.
Во многих регионах России разрабатываются разноплановые социальные программы, направленных на решение социальных проблем.
Городская целевая программа реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» в городе Магнитогорске Челябинской области на 2006-2010 годы (далее – Программа) была утверждена 29 марта 2006 года. Основной целью программы стало: комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Программа реализуется в два этапа:
– I этап - 2006-2007 годы;
– II этап-2008-2010 годы.
В комплект программы входя следующие подпрограммы: «Переселение граждан из жилых помещений муниципального жилищного фонда, признанных непригодными для проживания, и аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу на 2006-2010 годы», «Обеспечение жильём работников бюджетных организаций», «Обеспечение жильём молодых семей», «Обеспечение земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».
Мониторинг реализации Программы будет проводиться в городе Магнитогорске ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Представленные в таблице 1 показатели определяют размер финансовых средств, выделенных на реализацию областной целевой программы «Жильё» на 2002-2010 годы, в том числе объем жилья, введенного в эксплуатацию, приобретенного и повторно заселенного, а также количество семей, улучшивших свои жилищные условия.
Таблица 1 – Размер финансовых средств, выделенных на реализацию программы
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2002-2005 годы | |
Профинансировано, всего (млн. руб.), в том числе: |
643,759 |
639,449 |
857,255 |
1439,354 |
3579,817 |
из федерального бюджета | |||||
из областного бюджета |
8,84 |
14,05 |
39,66 |
62,55 | |
из городского бюджета |
4,66 |
18,93 |
34,82 |
17,84 |
76,25 |
другие источники |
639,099 |
611,679 |
808,385 |
1381,854 |
3441,017 |
Объем жилья (кв. м.) |
69147 |
68407 |
88754 |
102923 |
329231 |
введенного в эксплуатацию |
69147 |
66958 |
87475 |
102811 |
326391 |
приобретенного и повторно заселенного |
- |
1449 |
1279 |
112 |
2840 |
Количество семей, улучшивших свои жилищные условия |
55 |
46 |
3 |
104 |