рефераты по менеджменту

Совершенствование организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления

Страница
16

– власть безынициативна в плане конструктивного диалога с бизнесом в контексте социальной проблематики;

– власть финансирует социальные проекты по остаточному принципу и не в полной мере контролирует расходование средств;

– власть недостаточно или вовсе не информирует общественность о социальной деятельности.

В последнее время федеральная власть открыто призывает крупные компании проводить политику социальной ответственности. Бизнес отдает себе отчет, насколько это необходимо ему самому с точки зрения репутационного менеджмента (благоприятная среда в регионе присутствия, конструктивные отношения с властями, преференции перед инвесторами и т.д.). В своей социальной деятельности бизнес традиционно использует три формы:

– внутрикорпоративная деятельность (улучшение техники безопасности, медицинское страхование и социальная защита своих сотрудников);

– благотворительность (по традиционным направлениям оказания помощи ветеранам и детям-сиротам, а также по принципу «кто быстрее попросил, тот и получил»);

– спонсорство (студенческие гранты, поддержка спортивных команд и творческих коллективов, финансирование региональных праздничных мероприятий) [31, c.135].

В сущности, несмотря на традиционно хороший репутационный эффект, который дает внутрикорпоративная деятельность в узкой среде сотрудников компании, все три стандартные формы социальной работы, реализуемые бизнесом в регионах, обладают общими недостатками:

– незначительный охват целевой аудитории — получателей помощи, что исключает широкий репутационный эффект. Как правило, знают об оказанной помощи и испытывают благодарность только те узкие группы, на которые благотворительность распространилась;

– несовпадение выбранных направлений деятельности с представлениями большинства населения о насущных социальных потребностях общества, что исключает массовое одобрение этой деятельности;

– отсутствие системности в оказании социальной помощи и в адекватном информировании о сделанном, что приводит к отсутствию широкого общественного резонанса.

Наличие вышеуказанных недостатков ведет к несоответствию репутационных дивидендов бизнеса от социальной деятельности и его значительным финансовым затратам на ее осуществление.

Можно полагать, что при подобном подходе желаемого эффекта не будет даже при существенном увеличении социальных инвестиций.

В этой связи в настоящее время получают распространение новые прогрессивные формы спонсорской и благотворительной деятельности крупных предприятий. Такие проекты носят, как правило, долгосрочный характер и требуют новой, достаточно сложной схемы управления вложениями и, соответственно, увеличения издержек на менеджмент в непрофильной деятельности. Представляется очевидным, что при проведении политики социальной ответственности бизнесу необходимо кооперироваться с властью.

При этом в мировом сообществе существуют две основные модели кооперации бизнеса и власти:

– европейская (доминирующая роль государства);

– американская (большая часть социальных функций возлагается на компании).

Ассоциация менеджеров России опубликовала интересные данные своих исследований по этой теме. При выборе наиболее, с их точки зрения, оптимальной модели взаимодействия бизнеса и власти в вопросах социальной политики мнения руководителей компаний распределились следующим образом:

– наибольшее распространение получило представление о том, что «бизнес несет социальную нагрузку с максимальным учетом своих интересов» (52,9% опрошенных);

– менее популярным является представление о том, что «государственная политика и социальные инициативы компаний не зависимы друг от друга» (29,0%);

– еще менее распространено мнение, что «государство определяет приоритеты социальной политики, а бизнес берет на себя реализацию программ» (17,6%).

Иными словами, американская модель взаимоотношений власти и бизнеса не поддерживается, зато российское бизнес-сообщество продемонстрировало готовность определять свою социальную политику в диалоге с властными структурами [32, c. 137].

Подводя итоги вышеизложенного, представляется очевидной необходимость нового системного подхода к социальной деятельности. Таковым являются Долгосрочные Социальные Программы (ДСП), под которыми понимается системный комплекс общественно значимых мероприятий. Подобные программы в сущности являются альтернативой льготам. Они ориентированы на то, чтобы стимулировать общественно полезную деятельность, и предполагают вовлечение в нее широких слоев общественности региона. При этом должны иметь конкретный социально значимый результат.

Диагностика общественного сознания проводится по специальной методологии с целью выявления ожиданий населения региона в социальной сфере, выбора на этой основе резонансных групп и форм помощи. Иными словами, на этом этапе определяются группы воздействия, на которые будет направлена работа, выбираются целевые группы, поддержка которых вызовет наибольшее одобрение и, соответственно, резонанс у жителей данного конкретного региона. Резонансными группами могут стать: дети, инвалиды, молодежь, пенсионеры и др., то есть любые «произвольные» группы, которые по закону могут и не являться льготными категориями граждан. Таким же образом определяются и резонансные формы поддержки. Следует отметить, что, согласно исследованиям, далеко не всегда материальная помощь является единственным или главным способом поддержки, которого ждут и приветствуют жители регионов [33, c. 46].

На основании аудита социальной деятельности в регионе — инициатив власти, бизнеса определяется круг участников ДСП. В задачи аудита входит определение следующего круга вопросов:

– кто и как уже работает в социальной сфере;

– какие проекты уже реализуются, какие инициативы продвигаются, а какие идеи не были реализованы;

– какие ресурсы могут внести «в общую копилку» потенциальные участники — деньги, кадры, материально-техническое обеспечение, оргподдержка и т.п.;

– на каких условиях потенциальные участники готовы сотрудничать в общерегиональной программе и т.д.

По результатам диагностики и аудита разрабатывается стратегия программы, в которой расписывается идеология программы, направления работы в соответствии с определенными резонансными группами и формами помощи.

В стратегии определяются формат организационной схемы, этапы и сроки, а также основные направления и принципы информационного сопровождения.

После разработки стратегии формируется собственно Программа, представляющая собой описание системы входящих в нее мероприятий. Формирование управленческой схемы программы предполагают консолидированное наполнение бюджета и жесткую схему управления, предполагающую широкое использование и объединение имеющихся ресурсов (структур, организаций, отдельных участников) [33, c. 48].

Данный подход не предполагает увеличения тех средств, которые уже тратятся или планируются быть потраченными на социальную сферу в регионах различными участниками этого процесса. Речь идет, в первую очередь, о консолидации части этих средств на единую согласованную долгосрочную программу.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту