Кроме того, предусмотрены определенные компенсационные пакеты, предоставляющие определенные возможности для сотрудников, по направлениям:
· командировки по территории РФ;
· средства мобильной связи;
· покупка справочной и специальной литературы, подписка на периодические издания;
· добровольное медицинское страхование;
· компенсация детских дошкольных учреждений, льготные путевки для работников и для детского отдыха:
– работники, совокупный доход которых ниже 15000 рублей в месяц имеют право на полную компенсацию оплаты бюджетных детских дошкольных учреждений;
– по итогам 2006 года 19 сотрудников имели возможность отдохнуть, поправить свое здоровье в санаториях-профилакториях России;
– в летние месяцы дети сотрудников Торгового Дома отдохнули по 9 путевкам в ДОЛ им. Гагарина и ДОЛ «Еланчик», представленным администрацией ЗАО ТД «Firma» и оплаченных из собственных средств предприятия, средств сотрудников, а также средств Фонда социального страхования;
· выделяется материальная помощь в связи со свадьбами, рождением детей и смертью близких родственников;
· в день рождения каждый сотрудник получает подарок.
Таким образом, компания создает большое количество условий, благоприятствующих работе персонала в части удовлетворения материальных потребностей, потребностей в безопасности. Соотношение постоянной и переменной частей в зарплате работников дирекции по индустриальным и региональным продажам и дирекции по обеспечению основной и оперативной деятельности способствуют усилению мотивации персонала.
По результатам проведенного анализа, могут быть обозначены основные проблемы, связанные с персоналом и ресурсы для их решения.
Проблемы:
1. Большое количество работников, недолго работающих в организации.
2. Низкая текучесть кадров приводит к стабильности, консервативности коллектива, что подтверждает сомнительное отношение персонала к изменениям. При этом текучесть персонала складывается из ухода сотрудников, проработавших до 3 лет.
3. Неудовлетворенность потребности в безопасности в отношении оплаты труда.
4. Невысокая удовлетворенность персонала рабочей нагрузкой и возросшая по сравнению с 2005 заболеваемость.
5. Морально-этические аспекты взаимодействия высшего руководства с сотрудниками не оценивается высоко.
6. Невысокий уровень удовлетворенности сотрудников возможностью карьерного роста, особенно среди молодых сотрудников.
7. Работникам не предоставляется возможность участвовать в управлении, большинство решений принимаются высшим руководством.
8. Система жесткого контроля в работе с персоналом.
9. Недостаточный уровень нематериального стимулирования.
Сильные стороны:
1. Молодой коллектив.
2. Высокий уровень образования коллектива.
3. Низкая текучесть кадров, высокий уровень стабильности кадров.
4. Высокий уровень удовлетворения социально-психологическим климатом.
5. Высокий уровень самореализации в процессе трудовой деятельности.
6. Организация воспринимается сотрудниками как ценность.
7. Высокий уровень дисциплины и уровень выполнения норм.
8. Разработанная система материального стимулирования.
9. Большое внимание уделяется развитию и обучению персонала.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что проблемы, существующие в компании с точки зрения структуры и персонала и проводимой работы в управлении персоналом, обусловлены нежеланием работников выполнять работу на должном уровне. Что в свою очередь объясняется работой в области управления персоналом, выстроенной с учетом не всех потребностей персонала. Особо следует обратить внимание на категорию молодых работников, составляющих большую часть персонала и наиболее проблемную. В соответствии с этим, первоочередную важность приобретает программа адаптации новых работников.
В настоящее время в компании действует система адаптации персонала, осуществляемая на основе «Положения об адаптации».
Положение вступило в силу 02.05.2006. За время действия была проведена адаптация 21 сотрудника.
Для наиболее многостороннего исследования существующей системы адаптации было проведено исследование, включающее:
1. Анализ успешности прохождения адаптации новыми сотрудниками по листам оценки деятельности в период испытательного срока, по выполнению задач, поставленных на испытательный срок.
2. Исследование мнения руководителей, участвующих в программе адаптации, по вопросу проведения программы в компании посредством анкетирования.
3. Исследование мнения наставников новых сотрудников с помощью анкетирования.
4. Исследование мнения новых сотрудников, прошедших адаптацию.
5. Анкетирование работников, прошедших адаптацию, для выявления разделов, которые необходимо включить в «Справочник новичка».
Результаты исследований могут быть соответственно распределены по блокам.
Были проанализированы следующие данные:
– показатели успешности адаптации по результатам оценки:
Количество работников, у которых 80% показателей получили оценку «Хорошо» и «Отлично» по результатам оценки на конец испытательного срока;
– количество прошедших испытательный срок по итогам адаптации;
– количество уволенных среди адаптированных сотрудников;
– соответствие 80% фактических задач плановым;
– анализ успешности социально-психологической адаптации.
Количественные данные представлены в таблице 17.
Таблица 17 – Анализ успешности прохождения адаптации
Показатель |
Абс.кол-во, чел. |
Отн.кол-во, % |
1. Количество работников, у которых 80% показателей получили оценку «Хорошо» и «Отлично» по результатам оценки |
15 |
71,43 |
2. Количество прошедших испытательный срок |
20 |
95,24 |
3. Количество уволенных среди адаптированных сотрудников |
4 |
19,05 |
4. Соответствие 80% фактических задач запланированным. |
18 |
85,71 |
5. Количество работников, успешно прошедших социально-психологическую адаптацию |
14 |
66,67 |
6. Показатель «Взаимоотношения в коллективе» оценен на «Хорошо» или «Отлично» |
15 |
71,43 |