При проведении анкетирования были выявлены основные затруднения, возникающие у работников в процессе адаптации. Они были сгруппированы и количественно обобщены в виде таблицы.
Таблица 22 – Затруднения в процессе адаптации
Показатель |
Абс.кол-во, чел. |
Отн.кол-во, % |
Задержка в оборудовании рабочего места |
7 |
33,33 |
Обращение к руководству |
7 |
33,33 |
Общение с коллегами |
12 |
57,14 |
Оформление отсутствий, отпуска, больничного |
5 |
23,81 |
Отсутствие информации о лицах, к которым можно обратиться по интересующим вопросам |
5 |
23,81 |
Кроме того, также были рассмотрены указанные причины возникающих в процессе адаптации затруднений. Они были распределены по соответствующим группам и внесены в таблицу 23.
Таблица 23 – Причины затруднений
Возможные затруднения |
Да |
Нет |
Причины | |||||
отсутствие информации о процедуре обеспечения |
несвоевременное выполнение службами обязанностей |
несвоевременное информирование ответственных за обеспечение служб | ||||||
Канцелярские принадлежности |
3 |
18 |
2 |
66,67 |
0,00 |
1 |
33,33 | |
Подключение телефона |
6 |
15 |
0,00 |
5 |
83,33 |
1 |
16,67 | |
Предоставление компьютера |
9 |
12 |
3 |
33,33 |
5 |
55,56 |
1 |
11,11 |
Подключение по сети |
5 |
17 |
0,00 |
4 |
80,00 |
0,00 | ||
Оформление пропуска |
7 |
8 |
2 |
28,57 |
3 |
42,86 |
2 |
28,57 |
Одной из задач анкеты было выявление информации, которую следует включить в «Справочник новичка». Количественное и процентное распределение мнений работников по данному вопросу показано в таблице 24.
Таблица 24 – Результаты опроса по поводу разделов «Справочника новичка»
Раздел |
Абс.кол-во, чел. |
Отн.кол-во, % |
О принятой форме одежды |
7 |
33,33 |
О принятых нормах общения |
11 |
52,38 |
О правилах общения с клиентами |
17 |
80,95 |
О правилах обращения к руководству и коллегам |
17 |
80,95 |
Выводы по таблицам:
– наибольшая неудовлетворенность адаптированных сотрудников связана с факторами: наличие перспектив и размер зарплаты;
– срок овладения профессиональными навыками оценивается как приемлемый;
– наиболее часто работники указывали на трудности в общении с коллегами, задержки в оборудовании рабочего места и обращении к руководству, недостаток информации об оформлении больничного, отпуска, отсутствие информации о лицах, к которым можно обратиться по интересующим их вопросам;
– трудности чаще всего возникали из-за несвоевременного выполнения службами своих обязанностей, но встречаются случаи указания на отсутствие информации о процедуре оборудования;
– большинством были указаны следующие разделы для «Справочника новичка»:
· о правилах общения с клиентами;
· о правилах обращения к вышестоящему руководству и коллегам;
· об оформлении пропуска, о процедуре получения зарплаты, о правилах оформления отсутствия, бланков основных документов, регламентов;
· о миссии, стратегии компании, о ценностях компании;
· об ответственных за оборудование рабочего места и процедуре оборудования.
Предложения наставников и руководителей были обобщены и сведены в таблицу 25.
Таблица 25 – Предложения по усовершенствованию программы адаптации
Количество Предложения |
Руководителей |
Наставников | ||
Абс., чел. |
Отн., % |
Абс., чел. |
Отн., % | |
Упрощение системы адаптации |
14 |
73,68 |
19 |
90,48 |
Увеличение вовлечения рядовых сотрудников |
11 |
57,89 |
16 |
76,19 |
Распределение ответственности по подготовке к приходу нового сотрудника |
15 |
78,95 |
15 |
71,43 |
Улучшение работы отдела персонала |
6 |
31,58 |
7 |
33,33 |
Улучшение работы ответственных за оборудование рабочего места служб |
8 |
42,11 |
9 |
42,86 |
Необходимость социально-психологической адаптации |
16 |
84,21 |
17 |
80,95 |