рефераты по менеджменту

Формирование и регулирование регионального рынка труда

Страница
10

Однако служба занятости не может быть единственной государственной организацией, оказывающей регулирующее воздействие на рынок труда; большинство других организаций формируют благоприятный фон для развития и функционирования рынка труда преимущественно косвенными средствами.

Государственная политика занятости и регулирования рынка труда проводится на основе разграничения полномочий и солидарной ответственности ведомств, социальных партнеров и других субъектов регулирования рынка труда.

Переход страны к рыночной экономике – процесс сложный и уникальный. Предстоит найти самобытные пути и способы решения беспрецедентных по своим масштабам задач. Это особенно актуально, когда постоянно меняются технологии и виды продукции, развиваются одни и становятся банкротами другие предприятия и отрасли экономики. Отсюда неизбежное возникновение в той или иной степени структурной безработицы и проблем переподготовки кадров. Становление рыночной экономики тесно связано с преобразованием структур общественного производства и усилением напряженности на рынке труда.

Поэтому в территориальном разрезе приоритетом в государственной политике на рынке труда становится профессиональная ориентация и профессиональное обучение безработных, трудоустройство высвобождаемых работников, особенно, в тех регионах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных градообразующих предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.

Одним из ключевых элементов нового подхода к регулированию рынка труда является внедрение современных методов профилирования (дифференцированного подхода) безработных. Это позволяет с помощью специальных обследований выявлять категории безработных, нуждающихся в наибольшем внимании со стороны служб занятости, а также реализовать эффективные подходы к решению проблем их обучения и трудоустройства.

Так как профиль уязвимых категорий безработных может сильно варьироваться в территориальном разрезе, требуется активное межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов с приоритетом для регионов с большим числом безработных. Одновременно значительно возрастает роль администраций территорий в вопросах финансирования программ занятости. Процессы, происходящие в сфере занятости, – это, в основном, социальные процессы. Работники служб занятости имеют дело с социальной формой движения, а это, как известно, самый сложный вид движения материи.

Политика регулирования занятости и рынка труда должна быть направлена как на создание гибкого рынка труда, так и на предупреждение его негативных последствий через систему непрерывного образования, опережающую переподготовку кадров, налоговые льготы предприятиям, квоты социально слабо защищенным слоям населения, гарантии трудоустройства незанятому населению.

Каковы пути повышения эффективности отечественного рынка труда? Помимо оздоровления экономической конъюнктуры и выхода из кризиса, это прежде всего более активная государственная политика как непосредственно в сфере занятости, так и в области доходов. До настоящего времени государственная политика на рынке труда была ориентирована на достижение краткосрочных целей, в первую очередь на материальную поддержку части безработных, выплату пособий. Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребностей экономики.

Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования в области занятости, в том числе и с учетом усиливающегося процесса международной миграции нашей рабочей силы. Думается, что она должна включать как минимум пять основных подпрограмм:

стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики;

создание общественных работ для безработных;

содействие найму;

социальная поддержка безработных;

регулирование международной миграции кадров.

При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер.

Сущность регулирующей роли государства заключается в максимальном сближении спроса на рабочую силу и ее предложения. Поэтому исключительно важной задачей является разработка и реализация программ регулирования рынка труда.

Развитие дальнейших рыночных реформ в нашей стране должно быть непосредственно связано с государственной политикой регулирования рынка труда.

В силу социальной важности рынок труда должен функционировать эффективно, поэтому он нуждается в квалифицированном государственном регулировании. В России такая задача обеспечения занятости является одной из важнейших в сфере социального реформирования, так как она стремится быть причисленной к странам с социально ориентированной рыночной экономикой.

2. Исследование рынка труда в Липецкой области

Анализ состояния регионального рынка труда: занятость и безработица в Липецкой области

Региональный рынок труда, являясь частью национального рынка труда, одновременно может рассматриваться как относительно самостоятельная сложная социально-экономическая система. К элементам данной системы относятся территориальные рынки труда, трансформация которых влечет за собой изменение показателей, характеризующих состояние регионального рынка труда в целом.

Что касается Липецкой области, то общая ситуация на рынке труда складывалась под влиянием экономических и демографических изменений.

В социально-экономическом развитии области в последние годы наметилась устойчивая позитивная динамика.

Среднегодовые темпы роста составили в промышленности – 109%, сельском хозяйстве – 116%, розничном обороте – 119%, инвестиций в основной капитал – 120%. Реальные располагаемые доходы населения увеличиваются ежегодно в среднем на 12%. За пять лет доля бедного населения сократилась более чем на 40% и составила 15,7% [10, с. 42].

наметились положительные тенденции в демографической ситуации региона. За январь-октябрь 2007 года увеличилась рождаемость по сравнению с прошлым годом на 7%, а смертность уменьшилась на 2%. За январь-октябрь 2007 года естественная убыль населения составила 6,9 тыс. чел., миграционный прирост на треть компенсировал естественные потери населения. По оценке, численность постоянного населения области на 1 ноября 2007 года составила 1169,5 тыс. чел. и с начала года уменьшилась на 4,3 тыс. чел. (или на 0,4%), за аналогичный период 2006 года – на 5,7 тыс. чел., (на 0,5%) [10, с. 6].

Позитивные изменения в экономике области оказали благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда. На предприятиях и в организациях области создаются новые рабочие места. На дополнительно введенные рабочие места на крупных и средних предприятиях за 2002–2005 гг. принято 34,2 тыс. чел. В 2007 году на вновь введенные рабочие места принято 5,8 тыс. чел.

Сокращаются масштабы неполной занятости. За период с 2002 по 2005 год численность работающих в режиме неполного рабочего времени сократилась в 2, 3 раза: с 9,6 тыс. чел. в 2002 году до 4,1 тыс. чел. в 2005 г.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту