Это позволит ежегодно при содействии органов службы занятости осуществлять по ускоренной форме обучения профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, не менее 1,0 тыс. человек из числа незанятого населения, высвобождаемых работников, женщин, имеющих малолетних детей.
Программой предусмотрена также значительная работа по регулированию трудовой миграции.
Актуальность решения вопросов, связанных с развитием внутренней трудовой миграции населения, продиктована нехваткой рабочих кадров, потребностью работодателей в квалифицированной рабочей силе, особенностями сезонного спроса и др.
Основными направлениями регулирования внутренней трудовой миграции в предстоящие годы будут:
использование межтерриториального банка вакансий в целях содействия гражданам в трудоустройстве в другой местности;
информирование населения области о потребности в кадрах предприятий и организаций других регионов.
Регулирование внешней трудовой миграции планируется осуществлять по следующим направлениям:
изучение потребности работодателей в иностранной рабочей силе;
подготовка предложений в Министерство здравоохранения и социального развития РФ о потребности работодателей области в иностранной рабочей силе на предстоящий год;
подготовка заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы;
оказание содействия гражданам, желающим осуществлять трудовую деятельность в других субъектах РФ.
Реализация программы предполагает решение ряда проблем:
совершенствование законодательной и нормативной базы. Установление приоритета активной политики занятости по отношению к мерам пассивной политики. Это позволит в условиях дефицита финансовых средств увеличить финансирование мероприятий по повышению конкурентоспособности безработных на рынке труда и их быстрейшему трудоустройству;
определение оптимальных пропорций между мерами активной и пассивной политики занятости. Важным условием получения пособий по безработице должны быть активный поиск работы и участие в специальных программах содействия занятости;
расширение программ и услуг по профориентации населения и психологической поддержке безработных;
установление в качестве приоритетного направления активной политики повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных на основе расширения программ профессионального обучения;
расширение программ социальной адаптации ("Клуб ищущих работу", "Новый старт", "Молодежная практика") для оказания адресной поддержки лицам, испытывающим трудности в поиске работы;
организация общественных работ и опережающего обучения высвобождаемых работников за счет средств предприятий и организаций;
совершенствование федерального и территориальных банков данных о потребности в рабочей силе и спросе на нее, сокращение периода поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест;
развитие социального партнерства по трудоустройству и обеспечению занятости населения;
отработка механизма взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, что позволит учебным заведениям готовить кадры с учетом потребностей рынка труда и сократит риск безработицы среди молодых специалистов;
консолидация усилий и средств федеральных и региональных органов власти для эффективного использования выделяемых региону бюджетных средств и средств, предусмотренных комплексными программами развития регионов на решение проблем занятости.
Решение задач, поставленных в Программе, позволит снять напряжённость на региональном рынке труда, привести в соответствие качество рабочей силы со спросом на неё.
Кадровый потенциал предприятий и организаций Липецкой области является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех экономической реформы и решения социальных проблем в обществе. Его качественные и количественные характеристики определяют возможности развития экономики, расширения производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции, роста производительности труда.
Пока область располагает необходимыми трудовыми ресурсами и трудовым потенциалом, отвечающим потребностям активно развивающихся экономики и социальной сферы. В то же время, именно ближайшие годы будут для пока благополучной обстановки, пограничными, критическими. Обусловлено это не только темпами роста экономики региона и общеизвестным демографическим спадом, но и не вполне рациональным использованием трудовых ресурсов и трудового потенциала.
За период 10 лет (2005–2015 гг.) численность трудоспособного населения области уменьшится более чем на 31,0 тыс. чел. (табл. 12).
Таблица 12. Изменение численности трудоспособного населения за 10 лет до 2015 г.
№ п/п |
Города, районы |
Численность населения |
Разница между вступающими и покидающими трудоспособный возраст | |||
вступающего на рынок труда |
уходящего на пенсию за 10 лет | |||||
всего |
мужчины |
женщины | ||||
1. |
Воловский |
2247 |
2082 |
802 |
1280 |
165 |
2. |
Грязинский |
8245 |
10671 |
4210 |
6461 |
-2426 |
3. |
Данковский |
4822 |
5357 |
2223 |
3134 |
-535 |
4. |
Добринский |
5312 |
5252 |
1958 |
3294 |
60 |
5. |
Добровский |
2841 |
3127 |
1305 |
1822 |
-286 |
6. |
Долгоруковский |
2301 |
2666 |
1020 |
1646 |
-365 |
7. |
Елецкий |
3363 |
4071 |
1597 |
2474 |
-708 |
8. |
Задонский |
4157 |
5185 |
1976 |
3209 |
-1028 |
9. |
Измалковский |
2295 |
2420 |
956 |
1464 |
-125 |
10. |
Краснинский |
1930 |
2077 |
826 |
1251 |
-147 |
11. |
Лебедянский |
5365 |
6077 |
2373 |
3704 |
-712 |
12. |
Л.-Толстовский |
2252 |
2321 |
977 |
1344 |
-69 |
13. |
Липецкий |
5395 |
6643 |
2501 |
4142 |
-1248 |
14. |
Становлянский |
2434 |
2655 |
1067 |
1588 |
-221 |
15. |
Тербунский |
3123 |
3011 |
1183 |
1828 |
112 |
16. |
Усманский |
6197 |
6771 |
2763 |
4008 |
-574 |
17. |
Хлевенский |
2394 |
2928 |
1144 |
1784 |
-534 |
18. |
Чаплыгинский |
4289 |
4297 |
1720 |
2577 |
-8 |
19. |
г. Елец |
53909 |
77515 |
49424 |
28091 |
-23606 |
20. |
г. Липецк |
11251 |
16637 |
6547 |
10090 |
-5386 |
Липецкая область |
134722 |
165984 |
100745 |
65239 |
-31262 |