По результатам «мясорубки» делается следующий вывод: т. к. общее количество баллов оценочного показателя больше нуля, то исследуемые СЗХ независимы.
В начале курсовой работы хотелось бы составить сводную таблицу, содержащую часть необходимых данных для построения различных диаграмм, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия по различным стратегическим зонам хозяйствования (СЗХ). Кроме того, необходимо решить, какие именно СЗХ будут анализироваться в нашей работе. Основываясь на опыте самой компании, мы выбрали десять СЗХ, представленных в таблице ниже.
Таблица 2 – Сводная таблица по различным СЗХ
№№ |
СЗХ |
Выручка от продаж, € млн. |
Прибыль, € млн. |
Рентабельность продаж, % |
Размер области |
1 |
Лицензионные марки, РФ |
220,1 |
65,4 |
29,71% |
0,977 |
2 |
Лицензионные марки, СНГ |
145,1 |
47,9 |
33,01% |
0,644 |
3 |
Премиальные, РФ |
365,3 |
110,4 |
30,22% |
1,621 |
4 |
Премиальные, СНГ |
149,2 |
55,8 |
37,40% |
0,662 |
5 |
Среднеценовой, РФ |
512,4 |
-21,7 |
-4,23% |
2,274 |
6 |
Среднеценовой, СНГ |
307,3 |
17,6 |
5,73% |
1,364 |
7 |
Экономичный, РФ |
108,1 |
29,9 |
27,66% |
0,480 |
8 |
Экономичный, СНГ |
63,2 |
15,4 |
24,37% |
0,281 |
9 |
Дешёвый, РФ |
216,7 |
40,7 |
18,78% |
0,962 |
10 |
Дешёвый, СНГ |
165,5 |
37,3 |
22,54% |
0,735 |
ИТОГО |
2252,9 |
398,7 |
17,70% |
В таблице в последней графе указано нормированное значение выручки каждой СЗХ, необходимое для удобства построения диаграмм и достижения лучшей репрезентативности. Оно рассчитывается, как отношение выручки по СЗХ к средней выручке по всем СЗХ.
Расчёт относительной доли рынка
Следующим шагом к достижению заветной цели является определение относительной доли рынка (ОДР) компании по всем СЗХ, которая находится путём деления доли рынка изучаемой компании по конкретной СЗХ на долю рынка компании – ближайшего конкурента. Результаты занесены в таблицу.
Существуют нормативные значения для показателя ОДР. По результатам, занесённым в таблицу для каждой ОДР, определяется её положение на рынке, которое варьируется от незначительного участника до доминирования. Затем строится вспомогательная таблица, в которой подсчитывается суммарная доля объёма продаж по каждой позиции.
Таблица 3 – Сила СЗХ организации
№№ |
СЗХ |
Выручка от продаж, € млн. |
Крупнейшие конкуренты организации на данной СЗХ |
Выручка от продаж у крупнейших конкурентов, € млн. |
ОДР СЗХ |
Позиция на рынке |
1 |
Лицензионные марки, РФ |
220,1 |
SABMiller |
120,3 |
1,83 |
Чистое лидерство |
2 |
Лицензионные марки, СНГ |
145,1 |
Heineken |
96,7 |
1,50 |
Чистое лидерство |
3 |
Премиальные, РФ |
365,3 |
SUN InBev |
81,9 |
4,46 |
Доминирование |
4 |
Премиальные, СНГ |
149,2 |
Heineken |
214,8 |
0,69 |
Последователь |
5 |
Среднеценовой, РФ |
512,4 |
Heineken |
272,4 |
1,88 |
Чистое лидерство |
6 |
Среднеценовой, СНГ |
307,3 |
Оболонь |
423,7 |
0,73 |
Сильный последователь |
7 |
Экономичный, РФ |
108,1 |
SUN InBev |
230,0 |
0,47 |
Последователь |
8 |
Экономичный, СНГ |
63,2 |
Оболонь |
240,4 |
0,26 |
Незначительный участник |
9 |
Дешёвый, РФ |
216,7 |
SUN InBev |
209,6 |
1,03 |
Минимальное лидерство |
10 |
Дешёвый, СНГ |
165,5 |
Оболонь |
214,8 |
0,77 |
Сильный последователь |
ИТОГО |
2252,9 |
2104,6 |