Все СЗХ расположены в правом верхнем углу матрицы, что является положительным фактором, т. к. нет убыточных видов с точки зрения McKinsey. Большая часть СЗХ (как по выручке, так и по количеству) сосредоточена в центре диаграммы, т.е. в зоне «Средний бизнес». Бизнес, относящийся к среднимпозициям, характеризуется отсутствием каких-либо особенных качеств: средний уровень привлекательности рынка, средний уровень относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса. Такое положение определяет и осторожную стратегическую линию поведения: инвестировать выборочно и только в очень прибыльные и наименее рискованные мероприятия.
Построение матрицы Shell/DPM
Британско-Голландская химическая организация Shell разработала и внедрила в практику стратегического анализа и планирования модель, получившую название матрицы направленной политики (DPM – Direct Policy Matrix). Модель Shell/DPM меньше всего полагалась на оценку достижений анализируемой организации в прошлом и главным образом сосредотачивалась на анализе развития текущей отраслевой ситуации.
Матрица Shell/DPM внешне похожа на матрицу GE/McKinsey и является своеобразным развитием идеи стратегического позиционирования бизнеса, заложенной в основу модели BCG. Для оценки стратегических позиций бизнеса в моделях GE/McKinsey и Shell/DPM используется многопараметрический подход, который базируется на множественных оценках как качественных, так и количественных параметров бизнеса. Однако, в модели Shell/DPM по сравнению с моделью GE/McKinsey сделан еще больший упор на количественные параметры. Если критерий стратегического выбора в модели BCG основывался на оценке потока денежных средств (Cash Flow), который, по сути, является показателем краткосрочного планирования, а в модели GE/McKinsey, наоборот, на оценке отдачи инвестиций (Return of Investments), являющейся показателем долгосрочного планирования, то модель Shell/DPM предлагает при принятии стратегических решений держать фокус одновременно на двух этих показателях.
Основополагающей идеей модели Shell/DPM является идея, заимствованная из модели BCG и состоящая в том, что общая стратегия организации должна обеспечивать поддержание баланса между денежным излишком и его дефицитом путем развития новых перспективных видов бизнеса, основанных на последних научно-технических разработках, которые будут поглощать излишки денежной массы, порождаемые видами бизнеса, находящимися в фазе зрелости своего жизненного цикла. Модель Shell/DPM ориентирует менеджеров на перераспределение определенных финансовых потоков из бизнес-областей, порождающих денежную массу в бизнес-области с высоким потенциалом отдачи инвестиций в будущем.
Таблица 12. Оценка привлекательности отрасли
Параметры отрасли |
Вес |
Лицензионные марки, РФ |
Лицензионные марки, СНГ |
Премиальные, РФ |
Премиальные, СНГ |
Среднеценовой, РФ |
Среднеценовой, СНГ |
Экономичный, РФ |
Экономичный, СНГ |
Дешёвый, РФ |
Дешёвый, СНГ |
Приверженность покупателя марке |
0,15 |
8 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
7 |
7 |
5 |
5 |
Динамика цен |
0,25 |
9 |
8 |
8 |
7 |
6 |
5 |
6 |
7 |
6 |
8 |
Барьеры входа / выхода |
0,4 |
8 |
9 |
6 |
7 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
5 |
Заменяемость продукта |
0,2 |
7 |
6 |
9 |
5 |
6 |
6 |
4 |
3 |
6 |
5 |
Оценка привлекательности отрасли |
8,1 |
8,2 |
7,4 |
6,6 |
5,6 |
5,2 |
5,8 |
6,2 |
6,3 |
5,8 |
Таблица 13. Оценка конкурентоспособности бизнеса
Параметры отрасли |
Вес |
Лицензионные марки, РФ |
Лицензионные марки, СНГ |
Премиальные, РФ |
Премиальные, СНГ |
Среднеценовой, РФ |
Среднеценовой, СНГ |
Экономичный, РФ |
Экономичный, СНГ |
Дешёвый, РФ |
Дешёвый, СНГ |
ОДР |
0,3 |
6 |
6 |
9 |
4 |
6 |
5 |
4 |
3 |
6 |
5 |
Дистрибьюторская сеть |
0,2 |
8 |
9 |
6 |
7 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
5 |
Оборудование |
0,2 |
6 |
6 |
7 |
8 |
6 |
4 |
7 |
7 |
7 |
8 |
Эффективность производства |
0,3 |
9 |
8 |
8 |
7 |
6 |
5 |
6 |
7 |
6 |
8 |
Оценка конкурентоспособности бизнеса |
7,3 |
7,2 |
7,7 |
6,3 |
5,8 |
4,8 |
5,6 |
5,8 |
6,4 |
6,5 |