Как видно из диаграммы, большинство СЗХ подвержены риску потерять свой уровень рентабельности, т. к. он несоразмерно велик по сравнению с занимаемой долей рынка, также СЗХ «Среднеценовой, РФ» и «Премиальный, РФ» могут лишиться нынешней доли рынка. Поэтому руководство компании должно срочно предпринять меры по предотвращению этих угроз, и в благоприятном исходе СЗХ. Обладающий высокой рентабельностью, увеличить свою долю рынка, а СЗХ, имеющие высокую долю рынка, смогут поднять рентабельность до должного уровня.
Построение матрицы GE/McKinsey
Эта матрица, получившая название «экран бизнеса» разработана консультационной компанией МакКинзи для фирмы General Electric. Модель основана на оценке долгосрочной привлекательности рынка и конкурентной позиции стратегической зоны хозяйствования (СЗХ). Данная модель многокритериальна, поскольку основана на признании того, что и привлекательность рынка и конкурентоспособность определяется целым рядом факторов, как традиционных, так и субъективных.
По осям У и Х выставляются интегральные оценки, соответственно, привлекательности рынка (или отрасли бизнеса) и относительного преимущества организации на соответствующем рынке (или сильных сторон соответствующего бизнеса организации).
Таблица 10. Оценка привлекательности рынка
Параметры отрасли |
Вес |
Лицензионные марки, РФ |
Лицензионные марки, СНГ |
Премиальные, РФ |
Премиальные, СНГ |
Среднеценовой, РФ |
Среднеценовой, СНГ |
Экономичный, РФ |
Экономичный, СНГ |
Дешёвый, РФ |
Дешёвый, СНГ |
Уровень конкуренции |
0,3 |
7 |
8 |
6 |
7 |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
8 |
Динамика цен |
0,2 |
8 |
7 |
7 |
8 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Барьеры входа / выхода |
0,2 |
8 |
9 |
6 |
7 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
5 |
Темп роста рынка |
0,3 |
7 |
6 |
7 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
8 |
Оценка привлекательности отрасли |
7,4 |
7,4 |
6,5 |
6,9 |
5,8 |
5,6 |
5,5 |
5,7 |
6,1 |
6,6 |
Таблица 11. Оценка конкурентной позиции
Параметры отрасли |
Вес |
Лицензионные марки, РФ |
Лицензионные марки, СНГ |
Премиальные, РФ |
Премиальные, СНГ |
Среднеценовой, РФ |
Среднеценовой, СНГ |
Экономичный, РФ |
Экономичный, СНГ |
Дешёвый, РФ |
Дешёвый, СНГ |
ОДР |
0,1 |
6 |
6 |
9 |
4 |
6 |
5 |
4 |
3 |
6 |
5 |
Рентабельность |
0,4 |
7 |
8 |
8 |
9 |
1 |
4 |
7 |
6 |
5 |
6 |
Конкурентоспособность |
0,2 |
8 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
7 |
7 |
5 |
5 |
Потенциал развития |
0,3 |
9 |
8 |
8 |
7 |
6 |
5 |
6 |
7 |
6 |
8 |
Оценка конкурентной позиции |
7,7 |
8,0 |
8,1 |
7,5 |
4,0 |
4,6 |
6,4 |
6,2 |
5,4 |
6,3 |