Риск – это вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.
Под предпринимательским риском понимается риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, ее реализации, товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.
Риск – объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения; неопределенность – неизбежная характеристика условий хозяйствования. Риск определяет такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий вероятно и может быть количественно; неопределенность – когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно. Исходя из этого решения, может быть принято в условиях определенности, когда точно известен результат каждого из альтернативных вариантов решения; решение, принимаемое в условиях риска – решения с известной вероятностью получения каждого из результатов; решения, принимаемое в условиях неопределенности, когда оценить вероятность потенциальных результатов невозможно. Неопределенность характерна для многих решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах.
Природа предпринимательского риска определена зависимостью «риск – прибыль». Получение прибыли предпринимателем не гарантировано и вознаграждением за затраченное время, усилия, способности могут оказаться как прибыль, так и убытки. Можно выбрать решения, содержащие меньше риска, но при этом меньше будет и получаемая прибыль. На рис. 3 показана зависимость риска и прибыли. Более высокий риск связан с вероятностью извлечения более высокого дохода.
Прибыль
П3
П2
П1
0 Риск
Р1 Р2
Из графика видно, что нулевой риск обеспечивает самый низкий доход (0; П1); при высоком значении риска – Р2, прибыль имеет наиболее высокое значение П = П3 (П3 > П2 > П1).
Предприниматель может частично переложить риск на других субъектов экономики, но полностью его избежать невозможно. Предпринимательские риски возникают под влиянием различных факторов: внутренних и внешних. Под внешними факторами понимают такие условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, так как они оказывают влияние на состояние его дел на рис. 4 перечислены внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. Внешние факторы можно подразделить на две группы:
1. факторы прямого воздействия;
2. факторы косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на уровень риска. К этой группе относят: налоговую систему; взаимоотношения с хозяйствующими субъектами; конкуренцию и т.д.
Под факторами косвенного воздействия следует понимать факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на уровень риска, но способствуют его изменению. Это: политическая обстановка, международные события, стихийные бедствия и т.д. Приоритетность факторов определить трудно, так как они в основном связаны друг с другом: изменение одного фактора может вызвать изменение других и, следовательно, взаимосвязано их влияние на уровень риска. Так, например, уровень предпринимательского риска увеличивают не только высокие ставки налогов, но и нестабильность налогового законодательства, вероятность того, что ставки налогов могут быть изменены в сторону увеличения.
Проблема неплатежей – это один из основных факторов, усиливающих риск предпринимателя. Нарушение договорных обязательств поставщиками и покупателями усиливает уровень риска. Фирма рискует получить производство продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям. При этом неплатежеспособность может проявиться, когда осуществлены необходимые затраты производителем продукции. В том случае производителю необходимо искать альтернативные варианты реализации продукции, идти на дополнительные издержки и откладывать получение прибыли.
Риск и конкуренция – связанные между собой экономические категории, оказывающие влияние друг на друга. Усиливающаяся конкуренция заставляет предпринимателя искать новые виды деятельности, выходить со своей продукцией на новые рынки сбыта, а это, в свою очередь, усиливает уровень предпринимательского риска. Успех в конкурентной борьбе способствует лишь тому, что определяет новые потребности, выпускает новые товары и вводит новые технологии. Поэтому конкуренция создает механизм экономического соревнования, заставляя предпринимателей пересматривать свою стратегию.
Не менее многочисленны и внутренние факторы, которые влияют на уровень предпринимательского риска. Выделяют следующие группы факторов:
стратегия фирмы;
принципы деятельности фирмы;
ресурсы и их использование;
качество и уровень использования маркетинга.
Кроме перечисленных, к внутренним факторам предпринимательского риска относятся также нерациональное использование материальных, трудовых ресурсов; низкая мотивация персонала; болезнь ведущих специалистов и руководителей.
Многообразие предпринимательских рисков определяет принципы их классификации.
По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на:
1) внешние;
2) внутренние.
Источник возникновения внешнего риска – внешняя среда по отношению к фирме (непредвиденные изменения в законодательстве, неустойчивость политического режима и т.д.).
Источник внутреннего риска – сама фирма. Этот риск возможен в случае неэффективного менеджмента, маркетинговой политики.
По длительности риски бывают:
1) кратковременные;
2) постоянные.
Кратковременные риски угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени (транспортный риск при перевозке груза; риск неплатежа по конкретной сделке).
Постоянные риски – риски, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики (риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой).
С учетом этого выделяют допустимый, критический и катастрофический риски.
Допустимый риск – угроза полной потери прибыли от проекта или от предпринимательской деятельности в целом.
Критический риск связан не только с потерей прибыли, но и с недополучением предполагаемой выручки, когда затраты возмещаются за свой счет.
Катастрофический риск – риск, приводящий к банкротству предприятия, потере инвестиций или личного имущества предпринимателя.
По степени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены:
1) оправданный (правомерный) риск;
2) неоправданный (неправомерный) риск.
Граница между этими видами риска в разных отраслях экономики различна. Так, например, в области НТП допустимая вероятность получения отрицательного результата составляет 5% – 90% с учетом стадий разработок. Данная область деятельности характеризуется высоким уровнем риска; например, в атомной энергетике возможность риска вообще не допускается.