При вертикальном разделении количество уровней управления в принципе может быть любым в зависимости от конкретной организации, но наибольшее распространение получило выделение трех уровней: низового звена (операционных управляющих), руководителей среднего звена и руководителей высшего звена.
Руководители низового звена (младшие начальники) — это руководители, которые находятся на организационном уровне непосредственно над рабочими (работниками), которые не являются управляющими. Как правило они контролируют выполнение производственных заданий и отвечают за непосредственное использование выделенных ресурсов (сырье и оборудование). Названия должностей низового звена могут быть следующими: мастер (смены), сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой. Управленческая карьера вообще начинается с низового звена.
Работа в низовом звене достаточно разнообразна, ее особенностью является частый переход от выполнения одной задачи к другой, а также короткий срок выполнения заданий. Младшие начальники большую часть времени общаются с непосредственными подчиненными и гораздо меньше с начальством.
Среднее звено осуществляет координацию и контроль низового звена. Должности среднего звена могут называться: заведующий отделом, декан факультета, директор филиала, священники в сане епископов и т.д.
Характер работы руководителей среднего звена очень отличается в разных организациях. Некоторые организации предоставляют таким руководителям довольно большую ответственность, что делает их работу схожей с работой начальников высшего звена. В этом случае работа носит творческий характер и включает постановку проблем, их обсуждение, предложение вариантов действий и разработку рекомендаций.
Кроме того работа начальников среднего звена зависит от функций возглавляемого подразделения. Если оно связано с производством, то руководитель среднего уровня будет координировать работу низового звена, много времени заниматься анализом данных о производительности труда и свойствах продукции, обсуждать возможности разработки новых видов продукции с инженерами. Если возглавляемое подразделение занимается внешними связями организации, то бумажная работа будет отнимать большую часть времени, оставшееся время будет потрачено на общение, в том числе различные заседания.
Другая роль менеджеров среднего звена — посредничество между высшим руководством и младшими начальниками. По мнению Икуджиро Нонака (Ikujiro Nonaka) на средний менеджмент следует возложить особую роль проводников «великих идей» высшего руководства к низшему менеджменту и работникам в более доступной форме.[107] Как нам представляется, роль среднего менеджмента не должна ограничиваться только этим. Представители данной группы управляющих должны стимулировать творчество работников и снижать рутинность повседневной деятельности организации, а также способствовать созданию сначала обучающейся, а затем и «мыслящей» организации.
Высший менеджмент отличается от остальных своей малочисленностью (всего несколько человек даже в крупных корпорациях). Типичными должностями являются: президент, вице-президент, главный бухгалтер, генерал, министр, ректор.
Руководители высшего уровня выполняют особую роль — принимают важнейшие (как правило, стратегические) решения. Большое значение играют личностные качества таких руководителей: они определяют атмосферу и культуру всей организации.
Высшие руководители выполняют большой объем работы, причем их работа не имеет четко очерченных границ. Поэтому зачастую высшие руководители не могут определить успешность своей деятельности. Одним из критериев является продолжение и эффективность деятельности организации, но внешняя среда постоянно меняется, и риск неудачи остается высоким.
Наиболее известны японская и американская школы управления. В чистом виде эти школы достаточно сильно отличаются. Так, для американской характерно индивидуальный способ принятия решений, а для японской — коллективный. Те же черты имеет и ответственность. В американских компаниях структура управления и процедуры контроля строго формализованы и даже унифицированы, а японские компании предпочитают выстраивать более адаптированную для своих потребностей структуру управления. У работников в американских компаниях складываются формальные отношения с руководителями, в японских компаниях предпочтение отдается неформальным отношениям.
Также американские менеджеры ориентируются на личность и оценивают индивидуальные результаты, а японские больше стремятся к организации групповой работы и достижения гармонии в коллективе.
Отличаются и сроки занятости руководителей и их профессиональные качества: японские руководители нанимаются на длительный период времени и являются универсалами, в то время как американские принимаются на работу на короткий период и имеют узкую специализацию.
Сравнительная оценка систем управления Японии и США[108], а также предлагаемые нами особенности российской системы управления представлена в табл. 7.
Таблица 7
Сравнительная характеристика систем управления в Японии, США и России
Параметры оценки системы управления |
Япония |
США |
Россия |
1 |
2 |
3 |
4 |
Демократизм управления |
Управленческие решения принимаются коллективно по принципу единогласия |
Индивидуальный характер принятия решений |
Индивидуальный характер принятия решений, во многих случаях даже без предварительных консультаций со специалистами |
Форма ответственности |
Коллективная |
Индивидуальная |
Встречаются обе разновидности, но больший уклон в сторону индивидуальной |
Формализация систем управления |
Нестандартная гибкая система управления |
Строго формализованная система управления |
Система управления ближе к формализованной |
Формы контроля |
1) неформальная организация контроля 2) коллективный контроль |
1) четко формализованная система контроля 2) индивидуальный контроль руководителя |
1) неформальный контроль («верные» люди докладывают руководителю) 2) формальный контроль 3) индивидуальный контроль руководителя |
Влияние возрастных параметров на служебный рост |
1) замедленная оценка работы и служебный рост 2) продвижение по службе по старшинству и стажу работы 3) долгосрочная занятость руководителя в компании |
1) быстрая оценка результата, ускоренное продвижение по службе 2) деловая карьера зависит от личных результатов 3) найм на работу на короткий период |
1) скорее замедленная оценка результатов 2) карьера зависит от личных результатов и отношений с вышестоящим руководством 3) найм в основном на короткий период |
Приоритетные качества руководителя |
Умение контролировать и координировать деятельность подчиненных |
Профессионализм и инициатива |
Умение контролировать подчиненных |
Критерии оценки труда |
Оплата труда по показателям работы группы, стажу |
Оплата труда по индивидуальным достижениям |
Зависит от вида деятельности; может быть сочетание обоих принципов |
Специализация руководителя |
Руководители универсального типа |
Узкоспециализированные руководители |
Есть руководители обоих типов |