СХП 9 и 10 – занимают лидирующее положение на зрелых, насыщенных, подверженных застою рынках. За счет высокой доли рынка они, также как и СХП 8, имеют значительную экономию в затратах и приносят большую прибыль, чем требуется для поддержания их доли на рынке. Для них наилучшей является стратегия сохранения доли рынка.
СХП 3 и 2 – наиболее бесперспективные виды деятельности. Они имеют слабые конкурентные позиции в сложившейся или сокращающейся отрасли. Для них наилучшей будет являться стратегия получения краткосрочной прибыли в максимально возможных размерах, даже за счет сокращения доли рынка или продажа или отделение их в отдельно работающую фирму.
Матрица БКГ дает неполную картину из-за использования ограниченных и однобоких характеристик. Поэтому в портфельном анализе применяют еще и многофакторную матрицу Мак-Кинси, характеристиками которой являются привлекательность рынка и позиции в конкуренции, оцениваемые на базе большого числа показателей. Исходные данные и расчет итоговых величин по каждому СХП даны в таблице 10.
Таблица 10 – Экспертные оценки Привлекательность рынков
Характеристики |
Вес |
СХП | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
Размер и темп роста рынка |
0,3 |
9 |
5 |
2 |
7 |
8 |
6 |
8 |
7 |
4 |
3 |
Качество рынка |
0,2 |
9 |
3 |
3 |
9 |
8 |
4 |
7 |
6 |
3 |
2 |
Конкурентная ситуация |
0,3 |
8 |
4 |
2 |
6 |
9 |
7 |
6 |
5 |
2 |
1 |
Влияние внешней среды |
0,2 |
10 |
6 |
4 |
8 |
7 |
5 |
7 |
4 |
8 |
6 |
Итог: |
8,9 |
4,5 |
2,6 |
7,3 |
8,1 |
5,7 |
7 |
5,6 |
4 |
2,8 |
Конкурентные позиции
Характеристики |
Вес |
СХП | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
Относительная позиция на рынке |
0,35 |
2 |
2 |
4 |
5 |
6 |
5 |
8 |
9 |
8 |
5 |
Относительный потенциал производства |
0,3 |
2 |
2 |
3 |
5 |
4 |
6 |
8 |
10 |
9 |
6 |
Относительный потенциал НИКОР |
0,2 |
3 |
1 |
2 |
4 |
6 |
2 |
9 |
8 |
6 |
6 |
Относительный потенциал персонала |
0,15 |
6 |
5 |
8 |
9 |
10 |
7 |
10 |
9 |
8 |
8 |
Итог: |
2,8 |
2,25 |
3,9 |
5,4 |
6 |
5 |
8,5 |
9,1 |
7,9 |
5,95 |