Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.
Для проведения анализа дальней среды возможно построить матрицы вероятностей / воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).
Такие матрицы приведены в виде таблицы 7 и таблицы 8, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.
Таблица 7 – Матрица «вероятность / воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды
Вероятность воздействие |
Высокая |
Средняя |
Слабая |
Сильное |
Улучшение уровня жизни населения; изменение рекламных технологий |
Появление новых поставщиков |
Снижение налогов и пошлин |
Умеренное |
Разорение и уход фирм-продавцов; Развитие информационной отрасли |
Снижение цен на сырье и готовую продукцию; Совершенствование менеджмента |
Уменьшение императивных норм законодательства; Снижение безработицы |
Слабое |
Неудачное поведение конкурентов; Изменения моды |
Совершенствование технологии производства |
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей |
Однако для получения более дифференцированной оценки значимости факторов внешней среды. Применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представлены в таблице 3, где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую – вес данного фактора, в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью – оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой.
Таблица 5 – Матрица «вероятность / воздействие» для позиционирования угроз внешней среды
Вероятность воздействие |
Высокая |
Средняя |
Слабая |
Сильное |
Изменение правил ввоза продукции |
Сбои в поставках продукции; Рост темпов инфляции; Появление товаров – субститутов |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов; Скачки курсов валют |
Умеренное |
Снижение уровня жизни населения; Рост налогов и пошлин |
Изменение покупательских предпочтений; Ужесточение законодательства |
Появление принципиально нового товара; Появление новых концернов |
Слабое |
Изменение уровня цен; Рост безработицы |
Появление новых фирм на рынке; Усиление конкуренции |
Национализация бизнеса; Ухудшение политической обстановки |
Взвешенная оценка воздействия фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его бальную оценку.
Таблица 9 – Результаты оценки степени влияния факторов среды
Факторы среды |
Вес |
Оценка* |
Взвешенная оценка |
Макроэкономические |
4 |
3,47 | |
Экономические |
1 |
-2,16 | |
Рост темпов инфляции |
0,25 |
-8 |
-2 |
Скачки курсов валют |
0,17 |
-7 |
-1,19 |
Рост цен на нефть |
0,12 |
-7 |
-0,84 |
Снижение налогов и пошлин |
0,17 |
7 |
1,19 |
Рост безработицы |
0,06 |
-4 |
-0,24 |
Снижение безработицы |
0,23 |
4 |
0,92 |
Политико-правовые |
1 |
-4,12 | |
Изменение правил ввоза продукции |
0,33 |
-10 |
-3,3 |
Ужесточение законодательства |
0,20 |
-6 |
-1,2 |
Ухудшение политической обстановки |
0,15 |
-1 |
-0,15 |
Уменьшение норм законодательства |
0,17 |
4 |
0,68 |
Национализация бизнеса |
0,15 |
-1 |
-0,15 |
Социально-культурные |
1 |
2,69 | |
Снижение уровня жизни населения |
0,33 |
-7 |
-2,31 |
Улучшение уровня жизни населения |
0,33 |
10 |
3,3 |
Изменения моды |
0,34 |
5 |
1,7 |
Научно-технические |
1 |
7,06 | |
Совершенствование технологии производства |
0,18 |
3 |
0,54 |
Изменение рекламных технологий |
0,32 |
9 |
2,88 |
Развитие информационной отрасли |
0,32 |
8 |
2,56 |
Совершенствование менеджмента |
0,18 |
6 |
1,08 |
Ближайшее окружение |
4 |
-14,28 | |
Отрасль |
1 |
-1,45 | |
Снижение цен на сырье и готовую продукцию |
0,25 |
6 |
1,5 |
Усиление конкуренции |
0,25 |
-3 |
-0,75 |
Изменение уровня цен |
0,30 |
-4 |
-1,2 |
Появление новых концернов |
0,20 |
-5 |
-1 |
Товары |
1 |
-7,2 | |
Появление товаров-субститутов |
0,6 |
-8 |
-4,8 |
Появление принципиально нового товара |
0,4 |
-6 |
-2,4 |
Поставщики |
1 |
-0,88 | |
Сбои в поставках продукции |
0,35 |
-9 |
-3,15 |
Появление новых поставщиков |
0,24 |
9 |
2,16 |
Появление новых фирм на рынке |
0,06 |
-2 |
-0,12 |
Разорение и уход фирм-продавцов |
0,12 |
7 |
0,84 |
Неудачное поведение конкурентов |
0,07 |
5 |
0,35 |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
0,16 |
-6 |
-0,96 |
Покупатели |
1 |
-4,75 | |
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей |
0,25 |
2 |
0,5 |
Изменение покупательских предпочтений |
0,75 |
-7 |
-5,25 |
Итого: |
8 |
-10,81 |