При использовании портфельного метода анализа будем рассматривать ЗАО «Орелнефтепродукт» как совокупность стратегических хозяйственных подразделений (СХП) по видам деятельности. Задачей данного анализа является оценка фактического состояния портфеля организации и разработка дифференцированных стратегий для различных СХП, исходя из общей цели развития организации. Инструментом данного анализа являются матрицы – двухмерные модели, сравнивающие стратегическое положение каждого СХП организации. Для проведения портфельного анализа необходимо:
1. построить матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ) и матрицу Мак-Кинси;
2. оценить фактическое состояние портфеля хозяйственной деятельности организации, на основе анализа положения отдельных СХП в построенных матрицах и соотношения различных СХП в портфеле;
3. классифицировать СХП по принципу приоритетов инвестирования и разработать рекомендуемые стратегии для каждого СХП с целью улучшения общего положения организации;
4. сделать выводы о стратегической привлекательности портфеля в целом.
Для построения матрицы БКГ необходимо на основании исходных данных рассчитать относительную долю ранка СХП:
Относительная доля рынка СХП = (9)
а также, для представления доли СХП на окружности, диаметр которой пропорционален емкости рынка, необходимо рассчитать долю рынка СХП:
Доля рынка СХП = (10)
Исходные данные первого варианта и результаты вычислений представлены в таблице 9.
На основании полученных данных можно построить матрицы БКГ для каждого СХП. Позиционирование СХП на матрице БКГ приведено в приложении Г.
На основании анализа положения СХП в рамках матрицы БКГ можно заключить, что:
СХП 1, 4, 6 – не имеют хороших конкурентных позиций, но находится на перспективных быстроразвивающихся рынках, и требуют больших инвестиций. Для них возможна стратегия роста и увеличения доли рынка. Наиболее перспективным является СХП 4, т.к. он работает на крупном, быстроразвивающимся рынке и имеет хорошие конкурентные преимущества.
СХП 1 находится в стадии зарождения и работает на бурно развивающемся рынке. Однако, если стадия «зарождения» для СХП 1 длиться уже достаточно долго, то наилучшим будет его продажа или превращение в отдельно работающую фирму.
Таблица 9 – Исходные данные и расчеты для построения матрицы БКГ
Номер и наименование СХП |
Объем продаж ЗАО «ОрелОрелнефтепродукт», тыс. руб. |
Объем продаж ведущего конкурента тыс. руб. |
Емкость (размер) рынка |
Темп роста рынка,% |
Относительная доля рынка СХП |
Доля рынка СХП,% |
1 реализация нефтепродуктов |
280 |
785 |
5000 |
113,2 |
0,36 |
5,60 |
2 купля продажа ценных бумаг |
740 |
2590 |
5800 |
101,8 |
0,29 |
12,76 |
3 инвестиционная |
760 |
1180 |
7500 |
97,5 |
0,64 |
10,13 |
4 передача основных средств аренду |
370 |
375 |
7400 |
108,6 |
0,99 |
5,00 |
5 строительство нефтебаз |
210 |
175 |
2600 |
109,8 |
1,20 |
8,08 |
6 выполнение торгово-закупочных операций |
1128 |
1280 |
4900 |
105,2 |
0,88 |
23,02 |
7 реализация расфасованных нефтепродуктов |
2410 |
1045 |
10500 |
108,2 |
2,31 |
22,95 |
8 оказание услуг физическим и юридическим лицам |
1593 |
595 |
6100 |
105,0 |
2,68 |
26,11 |
9 оказание услуг по хранению нефтепродуктов |
2275 |
1083 |
7600 |
100,7 |
2,10 |
29,93 |
10 посредническая деятельность |
3116 |
2722 |
9800 |
98,6 |
1,14 |
31,80 |
СХП 7 и 5 – наиболее перспективные виды деятельности, занимающие лидирующее положение в быстроразвивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительной доли финансовых ресурсов для продолжающегося роста. Для них наилучшей стратегией является рост и увеличение доли рынка. СПХ 7 является наиболее привлекательной для финансовых вложений.
Для СХП 8 подойдет и стратегия сохранения доли рынка и стратегия роста и увеличения доли рынка. Здесь нет острой необходимости дополнительного финансировании этого направления.