Таким образом, за исследуемые аналитические периоды деятельность ЧП "Аджунавиа-тур" можно классифицировать, как доходную. На предприятии ежегодно имеет место рост практически всех видов доходов – выручки, валового дохода, прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Наиболее высокие цифры дохода по всем перечисленным показателям предприятие получило в 2006 году. В предыдущие два аналитических периода рост доходов был стабильным и показатели 2004 и 2005 года существенно не отличались друг от друга. В 2006 году в сравнении с 2005 годом рост чистой прибыли составил 11,3 тыс. грн, что на 31,83% выше показателей 2005 года. Представим динамику показателей доходности предприятия "Аджунавиа-тур" на рис.2.4.
Рис.2.4. Динамика показателей доходности ЧП "Аджунавиа-тур" в 2004-2006 г.
Перейдем к рассмотрению показателей рентабельности капитала, активов, деятельности и продаж "Аджунавиа-тур" в 2004-2006 году (таблица 2.8).
Таблица 2.8
Расчет показателей рентабельности.
№ п/п |
Наименование показателя |
Формула расчета |
Годы |
Изменение 2005 г. к 2004 г. |
Изменение 2005 г. к 2004 г. | ||||
2004 |
2005 |
2006 |
+,- |
% |
+,- |
% | |||
Рентабельность капитала | |||||||||
1 |
Рентабельность совокупного капитала,% |
Стр. 190 ф.2/стр.640 ф.1 |
0,49 |
0,5 |
0,57 |
0,01 |
102,04 |
+0,07 |
114,0 |
2 |
Рентабельность собственного капитала,% |
Стр. 190 ф.2. /стр.380 ф.1 |
8,2 |
8,4 |
6,9 |
0,2 |
102,4 |
-1,5 |
82,1 |
3 |
Рентабельность основных средств,% |
Стр. 190 ф.2-/стр.030 ф.1. |
13,6 |
14,5 |
18,5 |
0,9 |
106,6 |
+4,0 |
127,5 |
Рентабельность продаж | |||||||||
4 |
Чистая рентабельность реализованных услуг,% |
Стр. 190 ф.2/стр.040 ф.2 |
2,6 |
2,5 |
1,1 |
-0,1 |
96,15 |
-1,4 |
44,0 |
Источник: Рассчитано автором по материалам финансовой отчетности Ф1-Баланс и Ф2-Отчет о финансовых результатах.
Рентабельность совокупного капитала в 2004 году это наименьший показатель рентабельности. Самые высокие показатели 2004 года – это рентабельность собственных средств (13,6%) и рентабельность собственного капитала 8,2%. Рентабельность реализованных услуг невысока – 2,6%, то есть на 1 гривню вложенных средств предприятие возвращает себе в виде чистой прибыли лишь 2,6 копейки. В 2005-2006 годах тенденции 2004 годв в основном сохраняются - самые низкие значения рентабельности наблюдаются по показателю рентабельности совокупного капитала (среднее значение за два года не превышает 0,53%), по собственному капиталу предприятия имеет место снижение показателя в 1,2 раза с 8,4% в 2005 году до 6,9% в 2006 году, наиболее высокие значение достигнуты предприятием по рентабельности основных средств, здесь имеет место рост в 1,27 раза, по рентабельности реализации услуг показатель невысок и в 2005 и в 2006 году, причем в 2006 году имеет место снижение в 2,27 раза с 2,5% в 2005 году до 1,1% в 2006 году. Отобразим показатели рентабельности ЧП "Аджунавиа-тур" за 2004-2006 год графически на рисунке 2.5.
Рис.2.5. Показатели рентабельности работы ЧП "Аджунавиа-тур" за 2004-2006 годы.
Таким образом, финансовое положение предприятия ЧП "Аджунавиа-тур" сложное. Данные вертикального анализа показали, что в структуре активов баланса почти 90% оборотных средств представлены запасами (величина заключенных с другими туроператорами договоров), данные активы сформированы за счет долгосрочных и краткосрочных привлеченных средств и в меньшей степени за счет собственного капитала (прибыли). Кроме того, финансовые коэффициенты остаются ниже нормы на протяжении нескольких периодов, оборачиваемость запасов и оборотных средств в целом очень невелика. Экономическая рентабельность деятельности и реализации низкая и продолжает падать, что небезопасно для финансовой независимости предприятия.
Сегодня работа компании развивается в двух стратегических направлениях – это продажа авиабилетов в различные страны мира и непосредственно организация международных путешествий для туристов (Турция). Географию стран-контрагентов с ЧП "Аджунавиа-тур" в разрезе авиапутешествий представим в таблице 2.9.
Таблица 2.9.
География авиапутешествий с ЧП "Аджунавиа-тур" в период 2004-2006 гг.
№ п/п |
Название страны |
№ п/п |
Название страны |
№ п/п |
Название страны |
1 |
Эстония |
14 |
Тунис |
27 |
Болгария |
2 |
Сейшельские о-ва |
15 |
Китай |
28 |
Польша |
3 |
Гонконг |
16 |
Португалия |
29 |
Литва |
4 |
Испания |
17 |
Сингапур |
30 |
Канада |
5 |
Бразилия |
18 |
Латвия |
31 |
Россия |
6 |
Греция |
19 |
Маврикий |
32 |
Египет |
7 |
Германия |
20 |
УКРАИНА |
33 |
Таиланд |
8 |
Великобритания |
21 |
Малайзия |
34 |
Чехия |
9 |
Шри-Ланка |
22 |
Швейцария |
35 |
Венгрия |
10 |
Турция |
23 |
Мальдивы |
36 |
Австрия |
11 |
Италия |
24 |
Франция |
38 |
Нидерланды |
12 |
Аргентина |
25 |
Кипр |
39 |
Финляндия |
13 |
Куба |
26 |
Марокко |
40 |
Мальта |