Технологии. Основной функцией турагентств в начале XXI века станет распределение, и их заработки напрямую будут зависеть от их производительности. Авиакомпании, за которыми вскоре последуют гостиницы, уже объявили о многоканальной стратегии распределения своего продукта через Internet, посредством прямых продаж, компьютерных банков данных часто летающих пассажиров и пр. Как заявил представитель одной из европейских авиалиний, "в мире, где 100% наших часто летающих клиентов имеют сотовые телефоны, 85% - персональные компьютеры и более 50% пользуются несколько раз в неделю, мы должны приспосабливать нашу систему распределения к новым условиям". Таким образом, вскоре можно ожидать проведения в Internet аукционов по продаже всего, начиная с гостиничных номеров и заканчивая рекламой. В Европе уже утвердилась туристская фирма Microsoft Expedia, работающая в режиме оn-line, через которую уже сейчас проходит около двух миллионов бронирований в месяц.
Проблемы окружающей среды. Туриндустрия уже осознала, что ее выживание напрямую связано с сохранением окружающей среды. Гостиничные цепи, авиалинии и туроператоры с готовностью откликаются на призывы о проведении природоохранных мер. В ближайшем будущем основной проблемой индустрии туризма и путешествий станет влияние на окружающую среду других экологически опасных отраслей производства.
Авиалинии и авиация. Мощь мировых авиационных альянсов вскоре проявится в совместной эксплуатации авиарейсов ("код-шеринг"), возможности приобретения пассажирами билетов на любой рейс, выполняемый членами альянса, в маркетинге, основанном на использовании общих статистических данных. Мировая гражданская авиация стремится преодоления последствия недавнего азиатского экономического кризиса. Это касается восстановления прежнего объема пассажиропотока и мощности воздушного флота, которая снизилась в связи с уменьшением числа заказов на строительство новых самолетов. Авиакомпании также стремятся минимизировать расходы. В планы авиакомпаний не входит открытие новых направлений. Приватизация авиакомпаний и аэропортов будет продолжаться.
Возникновение на международном уровне различных объединений как между общественным и частным секторами, так и внутри них. В связи с тем, что доступ к банкам данных становится актуальным, а использование прямого маркетинга - популярным, именно такие альянсы будут двигать туриндустрию вперед, ибо все их участники стремятся к одному и тому же общему знаменателю. Прослеживается еще одна интересная тенденция - расширения связи туризма с сопутствующими ему отраслями, такими как сельское хозяйство, текстильная и ювелирная промышленность, розничная торговля, культура и искусство. Возрастет понимание того, что продукт, проданный туристу, равнозначен продукту, отправленному на экспорт.
Круизы и морской туризм получат дальнейшее развитие во всем мире. В том числе в тех регионах, где раньше они не были особенно популярны, например, в Азии. Последние исследования доказывают, что проведение времени на воде (на море, реке, озере) способствует избавлению от стрессов.
Акцент на региональный рекламе и пропаганде. Для усиления эффективности своих вложений в рекламу и пропаганду многие страны будут стремиться к объединению своих бюджетов путем проведения совместного маркетинга и региональных рекламных компаний. Примером тому могут служить общая рекламная кампания государств, расположенных на реке Меконг, или реклама стран, лежащих на Великом Шелковом пути.
Возрастание влияния туризма на Ближнем Востоке. В связи с тем, что в ближайшие 20-30 лет запасы нефти в регионе начнут истощаться, а других источников пополнения казны там нет, многие государства Ближнего Востока постепенно поворачиваются лицом к туризму, используя исторические культурные ценности и традиции ислама. Первую скрипку среди стран Персидского залива, естественно, играет ОАЭ (Дубай).
Рост и развитие религиозного туризма. Пропаганда и продвижение на рынке проекта "Вифлеем-2000" в честь празднования Рождества Христова стало катализатором возрождения религиозного туризма в мире. Туры на отдых в последние годы все чаще включают программы физического и интеллектуального возрождения и омоложения. Видимо, на очереди возрождение духовных сил.
Тенденции в развитии туризма. Недавние исследования влияния глобальных экономических процессов на занятость и предпочтения в проведении отпусков, организованные ВТО, свидетельствуют о том, что существует тенденция к сокращению продолжительности и увеличению частоты отпусков преимущественно в связи с отсутствием у людей свободного времени и интенсификацией трудового процесса. И хотя трудовое законодательство и условия работы во многих странах развиваются% сторону предоставления большего объема свободного времени, тем не менее, обстоятельства вынуждают людей работать сверхурочно, преимущественно дома.
Превращение небольших городов в новые туристские рынки и направления. До сих пор основные туристские потоки исходили из крупных городов и направлялись в другие крупные центры. Однако в мире существуют сотни районов и провинциальных столиц со значительным населением, которые желают поднять свою экономику за счет развития туризма. Все эти города надеются на то, что увеличивающиеся транспортные связи помогут им превратиться в центры въездного и выездного туризма.
Таким образом, экспертные исследования подтверждают влияние тенденций глобализации и в развитии международной туристической деятельности в новом тысячелетии.
Резюме
В процессе теоретических изысканий были сделаны следующие обобщения.
1. Определено, что современный международный туризм выступает важнейшей составной частью международной торговой системы и вносит весомый вклад в международный обмен услугами. Подходы к классификации видов международного туризма разнообразны, но чаще всего эксперты используют такие классификационные признаки, как цель поездки, ее сроки, средства передвижения, средства размещения, стоимость поездки, возрастной состав туристов, сезон (высокий, низкий), численность участников, методы проведения.
2. Как объект управления международный туризм имеет специфические особенности. На первый план выходят особенности, связанные с сложностями взаимосвязей между составными элементами международного туризма. Специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования диктует особый подход к данному объекту управления. Прогнозирование развития международного туризма затрудняется воздействием часто меняющихся объективных обстоятельств и субъективных факторов. В организации и совершенствовании международного туризма должна быть учтена также комплексность туристских услуг. Анализ эффективности туристических операций на международном уровне связана с оценкой их доходности.
3. Анализ современных тенденций развития международного туризма, проведенный на основании публикаций и экспертных мнений международных организаций показала, что ежегодно происходит увеличение мирового роста путешествий на 4%, при этом главной движущей выступает увеличение доли располагаемого дохода и распространение низко-бюджетных авиакомпаний. Компании, которые занимаются международным туризмом должны при планировании и дальнейшей организации поездок учитывать экспертные мнения и рекомендации.