Рассмотрев содержание и отличительные особенности международного туризма мы можем обобщить и понятие международной туристический деятельности, как деятельности, связанной с организацией и обслуживанием международного туризма.
Классификация международной туристической деятельности представлена в учебных пособиях и монографиях, материалов международных организаций достаточно разнообразно.
Так, например, можно встретить следующий подход к классификации международного туризма: "Существует несколько классификаций видов международного туризма, из которых целесообразно выделить следующие основные виды: отдых, экскурсии, туры за автомобилями, бизнес-туры, шоппинг, горные лыжи, круизы с обучением" [10, с.56].
Международный туризм классифицируется по следующим признакам в зависимости от назначения: по целям поездки, по срокам, по средствам передвижения, по средствам размещения, по стоимости поездки, по возрастному составу, по сезону, по численности участников, по методу проведения.
По целям поездки различают следующие виды туризма [10, с.57]:
- курортный – с целью отдыха и развлечений;
- экскурсионный - знакомство с природными, историческими и культурными достопримечательностями;
- научный - знакомство с достижениями науки и техники, промышленности, сельского хозяйства, участие в конгрессах, симпозиумах;
- деловой - поездки для проведения деловых переговоров;
- этнический - поездки для свидания с родственниками.
По методу проведения выделяют организованный и неорганизованный туризм. Организованный туризм, осуществляемый туристскими фирмами или добровольными организациями, делится на две группы [10, с.58]:
- плановый, т.е. по заранее разработанному и согласованному с принимающей страной маршруту;
- самодеятельный, т.е. посещение данной страны без определенной согласованной программы.
При неорганизованном туризме группа туристов самостоятельно планирует и организует свою поездку и пребывание в стране, не прибегая к услугам туристских фирм или добровольных организаций своей или принимающей страны.
Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении международного туризма имеют следующие критерии [30, с.73]:
Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.
Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны.
Три этих критерия, положенные в основу определения туризма (это относится напрямую и к международному туризму), являются базовыми.
Международная туристическая деятельность сегодня развивается под влиянием следующих факторов [22, с.78]:
- экономический рост и социальный прогресс, которые привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями;
- совершенствование всех видов транспорта, что удешевило поездки;
- увеличение числа наемных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня;
- интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков;
- развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами, что привело к расширению межличностных связей между регионами и внутри них;
- развитие сферы услуг, стимулировавшее рост перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций;
- ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.
Особенности туристской отрасли вытекают из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими предприятиями и организациями [9, с.75].
Первая особенность туризма, как объекта управления заключается в большой глубине его проникновения и сложности взаимосвязей между его составными элементами. Большая часть туристских предприятий – небольших размеров. Крупные туристские предприятия создаются лишь в густонаселенных районах, они типичны для туристской индустрии. В туристской индустрии много туристских предприятий и организаций, которые так или иначе должны вписываться в единую региональную систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке.
Вторую особенность туризма как объекта управления можно представить в виде неясных и трудно измеримых целей. Для менеджмента частных туристских предприятий, которые в своей деятельности ориентируются на получение прибыли, характерны четкие и измеримые цели – накопление ценностей, движение наличности, прибыль. Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне региона.
Третья особенность туризма, как объекта управления, заключается в сильном влиянии со стороны заинтересованной клиентуры. Каждое туристское предприятие осуществляет свою деятельность в окружении различных заинтересованных лиц и клиентов. Кроме того, внутри отдельных заинтересованных групп имеются свои интересы. Туристские организации не могут ожидать от своих участников того, что все они будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами.
Наряду со всеми группами населения, заинтересованными в развитии туризма, а также участвующими в туристской деятельности, туристская организация, как и любое другое предприятие, сотрудничает с кредиторами, с политическими структурами, с городскими управлениями, с туристами, а также с поставщиками. Туристская организация может быстрее уравновешивать интересы между различными задействованными в процессе обслуживания группами, если в своей деятельности она руководствуется общепринятыми нормами, приоритетами и представлениями о ценностях и имеет перед собой широкомасштабные цели по дальнейшему развитию региона. Именно поэтому нормативному менеджменту (на уровне туристской организации – политике предприятия, на уровне региона – планированию и координации деятельности путем разработки ведущего образа) уделяется очень большое значение.